Методический семинар октябрь 2013
уровень подготовленности студентов уровень мышления мотивация обучающихся: 56-62% студентов –приобретение профессии 5-15% - занятия наукой/ исследованиями 8-18% - активная студенческая жизнь 33-39% - престиж
В ФГОС ВПО заявлено: «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий … с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся».
В ФГОС ВПО заявлено: «В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы и содержанием конкретных дисциплин и должен составлять в целом не менее 20 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 % аудиторных занятий.»
ГОС ФГОС
Макет РП по ФГОС
L:\Документы УМО\УМКД\Унифицированные РП из ПНИПУ
(interaction – взаимодействие) - развитие личности, собственного «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими; - способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер) или кем-либо. - взаимодействие с обратной связью; - взаимодействие, в ходе которого и благодаря которому в ментальности обучаемого образуются такие знания, способы деятельности и модели описания объектов, которые без общения не могли бы возникнуть.
- диалоговое обучение: «ученик - ученик» «ученик - группа учащихся» «ученик - аудитория» «группа учащихся - аудитория» «ученик - компьютер»
способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества.
- стратегия университетского образования, целью которого является интеллектуальная автономность студента при развитой социальной компетентности, что определяется многими современными университетами как миссии….
Интерактивные методы обучения
* Макаренко О.В. – Высшее образование в России. 10, с «… интерактивные технологии являются составляющими активных технологий обучения…. считается также, что интерактивные технологии – это современная форма активных технологий, применяемых в образовательном процессе».
Проблемная лекция: новое знание = неизвестное для студентов (иллюзия «открытия») постановка проблемной ситуации т. е. ситуации, когда студент не может решить поставленную перед ним задачу с помощью известных ему способов действий и знаний познавательная потребность внутренние условия для усвоения нового материала.
Проблемная лекция: объект познания (материал лекции) субъект познания (студент) принцип проблемности (при отборе содержания учебного материала, при организации лекции).
Лекция-визуализация реализация принципа наглядности; представление информации в визуальной форме формирование профессионального мышления за счет систематизации/ выделения главного; использование натуральных, изобразительных, символических видов визуализации; логика, ритм, последовательность предъявления информации
Лекция с заранее запланированными ошибками способствует развитию умений оперативного анализа профессиональных ситуаций; (типичные) ошибки содержательного/ методического/ поведенческого характера; высокий уровень владения материалом, мастерство лектора; стимулирующая, контролирующая, развивающая функции
Лекция пресс-конференция (1-3 преподавателя): письменные вопросы студентов по теме в начале лекции; последовательное изложение материала, в процессе которого формулируются ответы на вопросы; активизация мыслительной деятельности как результат адресованного информирования каждого студента.
Лекция-беседа Лекция-дискуссия Лекция – с разбором ситуаций и т.п. Круглый стол Учебные дискуссии Деловая игра Мозговой штурм Кейс-метод Характеристики: Интерактивность (взаимодействие) Активная роль преподавателя Регулируемость Наличие обратной связи Эффективность
встречи с приглашенными специалистами, методы с использованием компьютерной техники и др. Активизация познавательной деятельности эвристическая беседа, презентации, дискуссии, «мозговая атака», метод «круглого стола», метод «деловой игры», конкурсы практических работ, ролевые игры, тренинги, коллективные решения творческих задач кейс-метод (разбор конкретных производственных ситуаций), практические групповые и индивидуальные упражнения, моделирование производственных процессов или ситуаций, проектирование бизнес-планов и различных программ, групповая работа с авторскими пособиями,
«Форма реализации интерактивных методов может быть разнообразной, но наиболее востребованной является та, которая основана на всестороннем использовании информационно- коммуникационных технологий (ИКТ)».* * Качество образования. 9, с. 41
Преподаватель – «проводник» в самостоятельной работе; Мы учимся особенно хорошо, когда создаём или объясняем другим; Наблюдение за деятельностью коллег: анализ, осмысление, самоанализ Понимание других - индивидуальный подход Гибкость учебной среды как инструмент для реализации учебных потребностей
Положительная взаимозависимость; Структурированная индивидуальная ответственность; Стимулирование успехов друг друга; Обучение социальным навыкам и их использование; Создание условий для включение в групповой процесс. Джонсон Д.В., Джонсон Р. Т., Смит К.А. Кооперативное обучение возвращается в колледж/ Пер. в англ.//Университетское образование от эффективного преподавания к эффективному учению. Минск, С
Решение практических задач как теоретическими, так и практическими методами деятельности; Приобретение умений планирования, поиска информации и отбора материала, анализа, аргументации, принятия решения, установления контактов и взаимодействия, создания и представления «продукта», оценивания. Товканец А.В. Активные формы и методы обучения в образовательном процессе высшей школы Чехии и Словакии. Вестник Поволжской академии государственной службы С
Преподаватели: студенты активнее работают на занятиях (60.2%) повышается интерес к теме занятия (55.1%) лучше усваивается материал (54.7%) студенты получают больше практических навыков (45.7) студенты учатся при этом работать в команде (33%) студенты получают больше информации по теме (24.3%) лишь 3% опрошенных (в сумме) либо вообще не видят в этих формах ничего положительного, либо не используют их. либо затрудняются с ответом.
Студенты: повышается интерес к теме занятия (56.8%) лучше усваивается материал (46.4%) активнее работают на занятиях (39.9%) К сожалению, студенты значительно чаще скептически относятся к пользе новых методов обучения: в сумме 14% ответивших считают, что либо ничего положительного от таких занятий не получают, либо никогда не участвовали в подобного рода занятиях, либо затрудняются с ответом на вопрос.
Учебные мини-проекты; Работа в малых группах; Занятия с применением мультимедийных технологий (презентаций); …