Комплекс тренажеров «Виртуальный порт» для подготовки организаторов производства на водном транспорте
Основание для разработки Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Цель 4. «Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны» Подпрограмма «Внутренний водный транспорт», «Морской транспорт» ФЦП "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ ( ГОДЫ)"
1 2 Учебно-методические пособия слабо ориентированы на формирование навыков анализа нештатных ситуаций 3 Снижение объемов производственной практики Преобладание вербального способа подачи знаний, что не позволяет передать тонкости и специфику организационной деятельности в порту 4 Развитие общей теории управления, широкое использование имитационного моделирования, опыт тренажерной подготовки для других специальностей Предпосылки использования тренажеров в системе профессиональной подготовки организаторов производства в порту
Общая схема подготовки специалистов Знания Практика Навыки Умения Тренажер Снижение объемов производственной практики для студентов (курсантов) береговых специальностей можно компенсировать через получение навыков решения некоторой последовательности практических задач с помощью специальных тренажеров, имитирующих работу порта
Включает в себя тренажерные системы, имитирующие работу: Тренажерный комплекс «Виртуальный порт»
Тренажерный комплекс «Виртуальный порт». Принцип разработки – «от простого – к сложному» «Тренажер для практической подготовки оперативного персонала смены по управлению перевалкой навалочных грузов». «Тренажер для практической подготовки оперативного персонала смены по управлению перевалкой навалочных грузов». Тренажеры, имитирующие работу: - контейнерного терминала, - терминала для генеральных грузов, - комплексного грузового района. Тренажеры, имитирующие работу: - контейнерного терминала, - терминала для генеральных грузов, - комплексного грузового района. Пилотный(пусковой) комплекс : Следующие этапы : Объем практической подготовки студентов (курсантов) в пилотном проекте предполагает освоение функций сменного диспетчера, старшего диспетчера, стивидора и заведующего складами
По завершению тренажерной подготовки обучающийся должен уметь решать практические задачи следующего порядка: Тренажерный комплекс «Виртуальный порт». Перечень решаемых практических эксплуатационных задач Составление плана-графика обработки судна; Составление плана загрузки судна; Распределение технологических линий по объектам (судам и тыловым фронтам выгрузки вагонов); Составление актов стояночного времени и расчета экономии сталии; Составление сменно-суточного плана работы грузового района; Составление месячного плана завоза груза ; Слежение за ходом грузовых работ и при необходимости внесение корректировок; Определение очередности подачи вагонов под выгрузку, Оценка ситуации при наступлении событий, прерывающих ход грузовых работ и др.
Тренажерный комплекс «Виртуальный порт». Решение практических задач на тренажерной системе в формате лабораторных работ Курс лабораторных работ Методическое обеспечение разрабатывают методисты (профессорско- преподавательс- кий состав) ВУЗов водного транспорта (для пускового проекта – МГАВТ) Приобретение профессиональных навыков Клиент-серверная схема реализации WEB-интерфейс на рабочих местах Имитационная модель процесса ПРР Техническую и программную реализацию комплекса тренажеров обеспечивает ОАО «Союзмор- ниипроект» возможно удаленное обучение Комплекс тренажеров
Тренажерный комплекс «Виртуальный порт». В основе тренажерного комплекса лежит имитационная модель процесса ПРР БД характеристик и состояний складов, причалов и перегрузочных средств Имитационная модель процесса ПРР Анализ ситуации ПРР: «Что,если» Принятие решения Визуализация состояния имитируемого процесса ПРР Решение практической эксплуатационной задачи Тренажерная комплекс
Тренажер по формированию плана-графика обработки судна – первый шаг к созданию тренажерного комплекса «Виртуальный порт». Учебное назначение тренажера - получение стажером практических навыков составления Плана обработки судна (ПОС). Учебная цель для стажера - минимизация времени обработки судна. Технические решения: - многопользовательский режим; - удаленный доступ через Internet Информационное обеспечение: - Составление заданий с использованием реальных ситуаций формирования ПОС для навалочных, насыпных грузов, а также для обработки генеральных грузов, не требующих многополосных грузовых планов судов. - Наличие БД вариантов заданий на составление ПОС. Общие характеристики тренажера
Действующий макет тренажера. Режим формирования ПОС Для упрощения освоения работы с тренажером реализован пошаговый режим Формирование ПОС: 1 шаг. Выбрать вариант задания. 2 шаг. Распределение объема работ по технологическим линиям(ТЛ). 3 шаг. Распределение объема работ каждой ТЛ по люкам (трюмам). 4 шаг. Задание очередности обработки трюмов каждой ТЛ.
Действующий макет тренажера. Режим формирования ПОС 5 шаг. Просмотр анимации исполнения ПОС. 6 шаг. Сохранение составленного ПОС в архиве тренажера.
Вызов на просмотр ПОС из архива: 1 шаг. Выбрать вариант задания из перечня. 2 шаг. Выбрать ПОС из перечня ПОС, составленных разными авторами для этого варианта задания. 3 шаг. Просмотр анимации исполнения выбранного ПОС. Действующий макет тренажера. Режим работы с архивом ПОС
Наращивание тренажерного комплекса до полного охвата всей системы перевалки груза в порту Система перевалки грузов Судовая грузовая система Система Внутрипорто- вого перемещения грузов Система хранения Система погрузки/ выгрузки вагонов
«Залогом успеха является, в первую очередь, хорошая подготовка» Генри Форд