Организация профилактической работы с несовершеннолетними
2 Профилактика рискованного поведения I классификация 1. Универсальная (популяция в целом) 2. Избирательная (группы высокого риска) 3. По показаниям (учащиеся с девиантным поведением) II классификация 1.Первичная профилактика (популяция в целом) 2. Вторичная профилактика (пробы, употребление легких ПАВ) 3. Третичная профилактика (работа с прошедшими медицинское лечение)
3 Причины рискованного поведения Эмпирические научные исследования выявили две группы факторов, связанных с рискованным поведением детей и подростков: факторы риска и защитные факторы.
4 Фактор риска Фактор риска – это связь между характеристиками индивида, группы или среды и возросшей вероятностью нарушений (болезни) в определенный момент времени.
5 Факторы риска Превентивное обучение – это устранение или сокращение факторов риска (индивид, группа, семья, школа, общество)
6 Защитный фактор Защитные факторы – это внутренняя сопротивляемость отрицательным влияниям. Они усиливают стремление человека избегать рискованных поступков.
7 Защитные факторы Превентивное обучение – это формирование или усиление защитных факторов (неуязвимость, личностная гибкость)
Универсальная профилактика (первичная) Превентивное обучение в школе направлено на формирование и усиление защитных факторов и устранение и ослабление факторов риска.
Подходы к превентивному обучению 1. Традиционные подходы к превентивному обучению 2. Психосоциальные подходы к превентивному обучению
10 Традиционные концепции Информирование (ПАВ, их действие и последствия употребления) Запугивание (драматизация риска) Морализирование (этические проблемы употребления) Личностный и социальный рост (самооценка, ценности, навыки общения и принятия решений) Альтернативы (замещающие виды деятельности, предлагающие личностный рост)
11 Психосоциальные концепции Психологическая прививка (распознавание социального давления и умение сопротивляться) Тренинг навыков сопротивления (распознавание, преодоление и избегание ситуаций социального давления) Тренинг личностных и социальных навыков (развитие жизненных навыков)
Принятие решений и решение проблем Сопротивление межличностным влияниям и влиянию СМИ Повышение самоконтроля и самооценки Преодоление стресса и тревожности Эффективное общение и межличностное взаимодействие Неагрессивное настаивание на своем Психосоциальные концепции
Психосоциальные концепции: ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ – СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЛАСТИ: Основные Дополнительные
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ 1. Знания 25% 2. Поведение 50% 3. Отношение 25%
Ресурсные центры по пропаганде здорового образа жизни Областной центр Районные центры Школьные ресурсные центры
Технология работы 1. Выбор программы 2. Обучение специалистов технологии проведения социально- психологического тренинга 3. Оценка эффективности реализации программы
Приоритет семьи в формировании социального опыта ребенка
Качества специалиста работающего с подростками 1. Желание работать в области превентивного образования 2. Готовность разговаривать с подростками о рискованном поведении 3. Сочувственное, заботливое отношение к подросткам, доступность 4. Уважение ценностей, установок, убеждений учащихся 5. Соблюдение принципа конфиденциальности 6. Наличие здоровых представлений о взаимоотношениях полов, семье, репродуктивном здоровье 7. Убежденность, что превентивное обучение подростков будет способствовать предупреждению распространения ПАВ и профилактике рискованного поведения 8. Личностная зрелость и хорошие навыки общения, доброжелательность, умение расположить к себе подростков
Прежде чем начать работать с группой в роли ведущего, желательно самому принять участие в таких занятиях в роли участника
Сумка тренера
МЕТОДОЛОГИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Групповая дискуссия Групповая дискуссия предполагает высказывание собственных мнение, опирающихся на личные знания и опыт. Групповая дискуссия позволяет: увидеть проблему с разных сторон; повысить эффективность работы; уточнить личную точку зрения каждого;
Мозговой штурм Мозговой штурм дает возможность не только быстро генерировать большое количество идей, но и позволяет: включить всех участников в активную работу; демократично и ненавязчиво обсудить проблемные вопросы; выявить уровень знаний и интересы по той или иной проблеме
Энергизаторы Энергизаторы это своего рода качели, которые помогают поддерживать в равновесии положительную энергию в группе. Проводя энергизатор ведущему необходимо следить за состоянием группы, т.е. уметь вовремя остановиться, чтобы не перевести участников в противоположное состояние.
Работа в группах Метод обучения в небольших группах от 2 до 6 человек, когда участники вместе решают общую задачу.
Ролевые игры Ролевые игры - это небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. Это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники. Игра позволит приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни.
Играя, важно не переусердствовать, поэтому: после игры «актеров» необходимо вернуть к реальности, напомнить им, что это была только игра, тренировка ; Ролевые игры - не позволять одному и тому же участнику несколько раз играть однотипные роли, чтобы он не остался этим персонажем в глазах товарищей; - устанавливать лимит времени на игру, вмешиваться или прекращать ее, если что-то пошло не так и может навредить участникам.