Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Advertisements

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
ГОУ Детский сад комбинированного вида 1565 ЗОУО ДО г. Москвы Заведующая Тищенко Татьяна Ростиславовна.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи.
Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна.
Методы и приемы развития связной речи у дошкольников с ОНР.
Методика работы по формированию связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития)
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Методы и приемы развития связной речи дошкольников с нарушением речи.
Связная речь Подготовил: учитель- логопед Т.Г. Логачева Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида.
Формирование грамматического строя на логопедических занятиях. Презентацию подготовила учитель-логопед учитель-логопед 2010 г.
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
Влияние пересказа на речевое и умственное развитие детей дошкольного возраста МБДОУ детский сад общеразвивающего вида 10 «Ёлочка» Учитель-логопед: Приварина.
Раскрытие темы: анализируется с позиции темы, заданной в названии, и содержания. Объем рассказа: определяется через подсчет слов и предложений. Выразительность:
Мнемотехника как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Сятчихина М. Г. МАДОУ «Детский сад 404» г. Пермь 2014.
О развитии речевых интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников; об успешном овладении ими рядом общеучебных умений ( в частности.
Семинар «Развитие связной речи дошкольников: комплексный подход» Проводят учитель-логопед Буданова А.А. и старший воспитатель Шабельникова И. В. МБДОУ.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВИЛИ: воспитатели МБДОУ ДС КВ 34 пгт Афипского МО Северский.
Транксрипт:

Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.

1. Психолингвистический аспект понятия «связная речь» Связная речь обязательно предполагает мотив высказывания и общий замысел, которые должны быть достаточно прочны и оказывать определяющее влияние на протекание всего высказывания. Свойства: связность связность цельность цельность структурная сложность структурная сложность логическая стройность логическая стройность последовательность последовательность темпоральная связность темпоральная связность

2. Развитие связной речи в онтогенезе К 3-м годам ребенок уже может рассказывать короткие эпизоды или истории, причем в вопросах об окружающем мире начинают доминировать вопросы «почему?» и «как?». К 3-м годам ребенок уже может рассказывать короткие эпизоды или истории, причем в вопросах об окружающем мире начинают доминировать вопросы «почему?» и «как?». К концу 3-го года дети начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения. К концу 3-го года дети начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения. В возрасте 4-5 лет ребенок начинает грамматически правильно строить фразы. На вопросы взрослых отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В возрасте 4-5 лет ребенок начинает грамматически правильно строить фразы. На вопросы взрослых отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. На 5-м году жизни ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. На 5-м году жизни ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. У ребенка 6-го года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может самостоятельно передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события. Ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. У ребенка 6-го года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может самостоятельно передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события. Ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. У ребенка 7-ми лет увеличивается и обогащается словарный состав речи, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Дети пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. У ребенка 7-ми лет увеличивается и обогащается словарный состав речи, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Дети пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы.

3. Механизмы нарушения связной речи Механизмы нарушения связной речи связаны: 1. с низким уровнем речевой активности 2. замедленным, темпом становления планирующей функции речи 3. несформированностью основных этапов порождения развернутого речевого высказывания: замысла замысла внутреннего программирования внутреннего программирования грамматического структурирования грамматического структурирования контроля над его выполнением контроля над его выполнением несформированностью синтаксических связей и парадигматических отношений слов несформированностью синтаксических связей и парадигматических отношений слов

4. Схема обследования связной речи Общая схема обследования: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; составление рассказа по сюжетной картинке; составление рассказа по сюжетной картинке; воспроизведение простого по структуре и небольшого по объему знакомого текста; воспроизведение простого по структуре и небольшого по объему знакомого текста; составление рассказа на близкую детям тему. составление рассказа на близкую детям тему. С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества: окончание рассказа по заданному началу; окончание рассказа по заданному началу; придумывание рассказа на заданную тему. придумывание рассказа на заданную тему.

5. Система коррекционно-логопедической работы 1 этап. Составление высказываний с опорой на наглядность. Цель: обучение начальным навыкам описательной речи. Направления: формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы логопеда; формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы логопеда; формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов, использовать для их определения адекватные фразы- высказывания; формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов, использовать для их определения адекватные фразы- высказывания; формирование обобщенных представлений о построении описания предмета; формирование обобщенных представлений о построении описания предмета; овладение детьми языковыми средствами, необходимыми для составления связных высказываний в форме описания; овладение детьми языковыми средствами, необходимыми для составления связных высказываний в форме описания; практическое усвоение навыков описания предметов путем тренировочных упражнений. практическое усвоение навыков описания предметов путем тренировочных упражнений.

2 этап. Обучение пересказу рассказов. Цель: обучение пересказу рассказов по серии сюжетных картинок, одной сюжетной картинке, по представлению. Направления: развитие слухового внимания и восприятия, вербальной памяти; развитие слухового внимания и восприятия, вербальной памяти; закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений; закрепление навыков в составлении ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений; обучение детей пересказывать текст с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом; обучение детей пересказывать текст с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом; формирование логического мышления на основе установления причинно-следственных и временных отношений между предметами и явлениями, изображенными на картинках; формирование логического мышления на основе установления причинно-следственных и временных отношений между предметами и явлениями, изображенными на картинках; обучение пересказу рассказов по одной сюжетной картинке; обучение пересказу рассказов по одной сюжетной картинке; обучение пересказу знакомых сказок и рассказов. обучение пересказу знакомых сказок и рассказов.

3 этап. Обучение самостоятельному составлению рассказа. Цель: обучение самостоятельному составлению рассказа. Направления: усвоение норм построения рассказов по серии сюжетных картинок (соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершённость каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения и др.); усвоение норм построения рассказов по серии сюжетных картинок (соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями-фрагментами рассказа, завершённость каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения и др.); обучение рассказыванию по одной сюжетной картинке; обучение рассказыванию по одной сюжетной картинке; формирование навыков планирования развёрнутых высказываний; обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа; формирование навыков планирования развёрнутых высказываний; обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа; обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка. обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.

4 этап. Рассказывание с элементами творчества. Цель: обучение рассказыванию с элементами творчества. Направления: формирование у детей элементарных умственных операций, связанных с овладением фразовой речью - умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания; формирование у детей элементарных умственных операций, связанных с овладением фразовой речью - умений соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания; формирование и развитие связной речи в форме рассуждения; формирование и развитие связной речи в форме рассуждения; формирование навыков планирования рассказа (выбор сюжетного решения, определение последовательности событий и др.). формирование навыков планирования рассказа (выбор сюжетного решения, определение последовательности событий и др.). развитие воссоздающего и творческого воображения у детей; развитие воссоздающего и творческого воображения у детей; развитие творческих способностей детей в процессе самостоятельной речевой деятельности. развитие творческих способностей детей в процессе самостоятельной речевой деятельности.

Все обучение связной речи у детей с алалией должно опираться на опорные схемы

Схемы для составления рассказа