Международные стандарты подготовки топ-менеджеров здравоохранения Казахстана Калматаева Жанна Амантаевна - д.м.н., ректор ВШОЗ ВЫСШАЯ ШКОЛА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РК
В Послании Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Социально- экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» от 27 января 2012 года указано, что в ходе модернизации системы образования нам важно осуществить внедрение в процесс обучения современные технологии и методы обучения.
Мы придерживаемся парадигмы – «образование не на всю жизнь, а через всю жизнь» Конкурентоспособность человека на рынке труда определяется способностью к постоянному обучению. ВЫСШАЯ ШКОЛА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РК
Менеджмент - наука об управлении - совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и получения прибыли.
ИСТОРИЯ 1.Теория тейлоризма (Тейлор). "Управлять необходимо научно", "Не каждый может управлять". 2. Фойоли: "система управления должна быть построена на формальных организационных структурах". 3.Третий этап: Зарождение школы человеческих отношений. Этап характеризовался интенсивным воздействием на поведение работы. Вырабатывалась мотивации управленческого решения. Здесь широко использовались теории социологии, психологии. 4. Четвертый этап: в гг., явился следствием создания компьютеров и внедрением кибернетики. Построена математическая модель управления.
Пятый этап: сформулирована идея о том, что находится внутри организации, поиск внутренних причин действия организация. Поиск взаимосвязи между средой и внутренними условиями организации е годы: создание организационной культуры управления е годы: крупный прорыв компьютерной технологии. Научные разработки по победе над конкурентом. 8. Конец 90-х годов: международный характер управления, который включает в себя организационную культуру, демократизацию, различные формы изучения мотивации и поведения.
Почему надо готовить менеджеров в здравоохранении? Радикальные социально-экономические преобразования демонополизация системы децентрализация управления новые экономические отношения появление альтернативных источников финансирования быстрое развитие частной медицинской практики добровольное и перспектива обязательного страхования Для эффективного управления организацией здравоохранения
Эффективное управление это означает достичь организацией здравоохранения в обозримом будущем: Улучшение результатов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации клиентов и пациентов Предоставление пациентам услуг наилучшего качества; Предоставление пациентам доступных услуг или по минимальным ценам (минимум себестоимости производимых товаров и услуг); Привлечение максимального количества клиентов и пациентов (максимум клиентооборота);
Максимизации прибыли; Узнаваемости лечебно-профилактического или фармацевтического учреждения; Максимизации рыночной стоимости (капитализации) организации здравоохранения; Улучшение деловой репутации предприятия или организаторов медицинского бизнеса. Стабильного и профессионально квалифицированного персонала
Особенности, которые надо учитывать в менеджменте здравоохранения Профессиональный уровень и качество медицинского менеджмента в первую очередь связаны с безопасностью медицинского обслуживания, от которого зависят здоровье и жизнь человека. Для организаций сферы здравоохранения и медицины создание духа соперничества между сотрудниками медицинской организации, формированию неформальной атмосферы, стимулирующей трудовой индивидуализм неприемлемо и губительно. Основной задачей руководителя организации здравоохранения является выстраивание системы обмена информацией и сотрудничества, но никак не индивидуального соперничества.
На рынке медицинских услуг организация здравоохранения является заложником врача. Потеря доверия к врачу – это потеря доверия ко всей медицинской организации, к ее репутации. На площадке медицинской организации неизбежно сталкиваются вопросы финансовой прибыли и безопасной, качественной медицинской помощи. Нужно понимать, что если вопросы экономической эффективности становятся ведущими в деятельности медицинской организации, то на оси взаимоотношений врач – пациент последний может легко стать «добычей» доктора.
Неоднородность медицинской услуги, ее индивидуальность, уникальность Невозможность или затруднительность сопоставления цены и качества Этические, гуманистические факторы – бесплатная медицина, клятва Гиппократа, долг врача.
Низкая солидарная ответственность за здоровье. Большая зависимость от воздействия других немедицинских факторов (экология, экономика, социальная политика и др.) Успех и благополучие организации здравоохранения могут быть достигнуты в том случае, когда менеджеры, врачи, средний медицинский персонал, а также немедицинские работники становятся единой творческой командой.
Кто такой менеджер здравоохранения? Это прежде всего человек, который имеет навык управления - как пересечение понятий знание, умение и желание. Знание – теоретическая парадигма, определяющая что делать и зачем. Умение дает представление о том, как делать. Желание – это мотивация: хочу делать
Знание (что, зачем) Желание (хотеть делать) Умение (как ) навыки
Как подготовить такого менеджера? Формирование навыка управлять Участники процесса организация образования и науки менеджерсистема здравоохранения Дать знаниялекции, семинары, конференции, Самообразование и ответственность за получение знаний Бюджет на обучение Научить делатьпрактические занятия, тренинги, мастер- классы, кейс- технологии, коучинг. Инициатива, активность, приверженность, постоянное применение умений Дать возможность практического применения, преемственность обучения и последующей профессиональной деятельности. Мотивировать применять знания и умения дать инструменты развития личности и профессионала, научить целеполаганию, психология управления), Адекватное целеполагание, определение личностных мотивов, потребностей, непрерывное самообразование и самоотдача Возможность реализации знаний и умений, оценка и признание деятельности менеджера, поддержка и перспектива профессионального роста, обмен опытом
Программы подготовки менеджеров здравоохранения во ВШОЗ
Менеджер здравоохра нения – 816 часов Магистратура профильная 1 год и 1.5 года обучения Магистратура МВА 1.5 года Магистратура научно- педагогическая 2 года Докторантура профильная 3 года DBA 3 года – двойной диплом с зарубежными школами Докторантура PhD Выпускники бакалавриата - высшее медицинское образование или высшее профессиональное «Общественное здравоохранение» Медико- профилактическое дело менеджмент Специалисты, практикующие, имеющие опыт работы Другие специальности – экономисты, психологи, социальные работники, экологи и др. Топ менеджеры Менеджеры среднего звена Менеджеры сестринского дела Мастер - классы, семинары, тренинги, симпозиумы и.т.д., импакт-фактор Организации науки и образования - Преподаватель, Научный работник Организации здравоохранения, Специалист по профилю Топ - менеджеры в здравоохранении международного стандарта Резиденты
ВШОЗ разработала и предлагает программы постдипломной переподготовки и подготовки менеджеров здравоохранения с компонентом дистанционного обучения с использованием современных интерактивных технологий и методов подачи информации, с привитием навыков самообразования.
Курс переподготовки «Менеджер здравоохранения» с компонентом дистанционного обучения Преимущества: Отрыв от основной работы за весь период обучения – 1 неделя в 3 месяца. Слушатели данной программы приезжают в г. Алматы на базу ВШОЗ Весь материал доступен в электронном формате Постоянная связь со ВШОЗ Сохранение временных, финансовых, трудовых ресурсов
Курс переподготовки «Менеджер здравоохранения» с дистанционным компонентом обучения с выездом на места по британской технологии. Преимущества: 1. ежемесячно по 3 дня занятия в регионах – нет необходимости выезжать. 2. Летняя школа на базе санатория 3. Учебные пособия и аудиоматериалы – 18 комплектов. 4. Постоянная связь со ВШОЗ 5. Привитие навыков самообразования 6. 2 документа образования (ВШОЗ и КиММ)
Предлагаемый курc переподготовки с дистанционным компонентом обоснован и составлен с учетом требований государственного стандарта переподготовки МЗ РК и программы института менеджмента здравоохранения Великобритании. Обучение на программе «Менеджмент в здравоохранении» проходит по разработанной Открытым Университетом Великобритании технологии Открытого Дистанционного образования (ОДО).
Профильная магистратура Особенностью является, то что претенденты на данную программу могут иметь не только высшее медицинское образование, но и экономическое, юридическое, социальное образование и по другим смежным специальностям. Сроки обучения: 1 год Имеют возможность прохождения дополнительных дисциплин с получением свидетельства о праве на научно-педагогическую деятельность. Форма обучения: очное, очно-дистанционное, вечернее. После окончания программы получают степень - Магистр здравоохранения
MBA профильное направление Цель: подготовка руководителей в области здравоохранения По данной программы обучатся врачи различных специальностей, менеджеры высшего и среднего звена, имеющие высшее медицинское, экономическое, юридическое, фармацевтическое образование, с опытом работы не менее 2 лет в управленческой должности организации здравоохранения. Сроки обучения: 1,5 года Форма обучения: очное, очно-дистанционное, вечернее. Степень: Магистр Делового Администрирования
Модули из учебного плана Введение в общественное здравоохранение Политика здравоохранения и системы охраны здоровья населения Управление в организации и организационное поведение Управление службами здравоохранения Операционный менеджмент Управление человеческими ресурсами
Информационные технологии в здравоохранении Основы медицинского законодательства Лидерство и персональный менеджмент Управленческие коммуникации Основы количественного анализа Экономика здравоохранения
Маркетинг в здравоохранении Финансовый менеджмент Этика Стратегический менеджмент Управление качеством медицинской помощи
Доля ППС, имеющих ученую или академическую степени
Наши преподаватели Представители ВШОЗ являются членами: Консультативной группы экспертов Всемирной организации здравоохранения, Европейского Комитета Международного Союза по укреплению здоровья, COHRED, Республиканской формулярной комиссии МЗ РК, Совета Директоров CоRSUM, экспертами по различным направлениям общественного здравоохранения.
В их числе выпускники и слушатели: Школы общественного здравоохранения имени Брауна при Университете Хадасса (Израиль), Университета Лидса, Наффильдский институт здоровья, Университета г.Берген. Норвегия, Медицинского Университета Тайпэй, Университет содружества Вирджинии, Лондонской школы тропической медицины и гигиены, Нидерландской школы общественного здравоохранения, Университета Боккони (Милан, Италия), Университета Дебрецена (Венгрия), Школы общественного здравоохранения Университета Джона Хопкинса, Школы общественного здравоохранения (Дания).
ВШОЗ Библиотека Компьютерный класс А
Аудитории
Комнаты для кофе- брейков Бытовые комнаты для сотрудников ВШОЗ Столовая
Тренинговый центр Комната психологической разгрузки
Добро пожаловать в Высшую школу общественного здравоохранения! Адрес: , Республика Казахстан, г.Алматы, ул. Утепова 19а. Электронная почта: