Информатизация школы и качество образования
Стратегические узлы развития информационного пространства школы кадры технологииРесурсы технические и интеллектуальные ИКТ
Системное формирование информационного образовательного пространства школы ИКТ- компетентные кадры в сфере образования Образовательные технологии и цифровые образовательные сервисы Информацион ные ресурсы технические и интеллектуал ьные ИКТ Инженерно- технические кадры в сфере ИКТ в образовании Технологии АСУ, СУБД, сетевые услуги Ресурсы ИКТ других отраслей, способные поддержать образование
Модель взаимодействия кластеров цифрового образования университет Кластер группы муниципалитетов региона Производственные ресурсы ИКТ центры/ социокультурные центры Школы с ИКТ ресурсом Кусты школ и детских садов ИПКРО + РКЦ +ММЦ Орган управления образованием + муниципальные отделы образования Казначейства Администр ация региона + территорий Кластер ДАТА- центра для школ Кластер управления Кластер доставки ПРОВАЙДЕР
Факторы качества образования Уровень жизни семьи – доступность образовательных услуг – степень открытости услуг культуры и образования населению Степень квалификации педагогических кадров – ИКТ-грамотность и компетентность учителей Финансовые ресурсы региона – компьютерный парк школы -доступность Интернет-услуг НАЗОВИТЕ ДРУГИЕ ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕМАТИКИ КПК-2010 В БГУ!
Информатизация и качество образования Результаты информатизации должны усиливать, расширять планируемые результаты образования и развивать инновационные зоны в образовании Информатизация должна быть катализатором развития сферы образования От схемы «накопление ресурса» к « массовому использованию ресурса »
Информатизация и качество образования Измерители качества образования 1. Образовательный стандарт: приоритет компетентностных требований к учащимся, однако оценка качества образования все еще осуществляется в основном по знаниевой компоненте (пример – измерители ЕГЭ)
Информатизация и качество образования Измерители качества образования 2. Новые образовательные услуги, которые дети получают во внеурочной деятельности, в том числе дистанционно, не оцениваются с позиций новых коммуникативных качеств учащихся и их способности к самообразованию
Информатизация и качество образования Измерители качества образования Качество образования оценивается в рамках обучения в школе, при этом не учитывается большое влияние информатизации семьи и социокультурной сферы на местах
Информатизация и качество образования Измерители качества образования 4. Резкое увеличение информационного потока в образовании: ИКТ выравнивают оценку качества образования за счет новых технологий - массовых цифровых образовательных услуг (сетевое обучение, кейс-пакет, удаленное присутствие), расширение информационной составляющей образования, несмотря на оскудение школьных библиотек, ТСО и лабораторного оборудования, быстрое старение учебной литературы.
Цифровое образование и качество образования Сфера образования Сфера управления и финансы -1 Сфера здравоохранения - 3 Правопорядок - 4 Социальная сфера - 5 Культура -6 Связь и коммуникации - 7 Сфера хозяйства - 8 Входные параметры на данном этапе информатизации Ожидаемые результаты на новом этапе информатизации Измерители качества образования Требования к учащимся Компетенции педагогов Требования к образовательном у процессу Требования к УМК и ЦОР Сфера управления и финансы -1 Сфера образования-2 Сфера здравоохранения - 3 Правопорядок - 4 Социальная сфера - 5 Культура -6 Связь и коммуникации - 7 Сфера хозяйства - 8 Сфера образования
Новые образовательные технологии механизм повышения качества образования Одним из приоритетов модернизации образования является внедрение в школу новых образовательных технологий. Что они включают в себя?
Новые образовательные технологии новый образовательный стандарт, новый базисный учебный план, новые УМК новые механизмы финансирования образовательного процесса, обновление механизмов подбора и привлечения в школу кадров (штатное расписание),
Новые образовательные технологии формирование концепций социальной направленности в программах развития школ – школа здоровья, школа полного дня, профильная школа, экстернат, семейная школа, УВК и др., цифровые образовательные сервисы и новые формы обучения на основе технического оснащения школ (компьютеризация и интернетизация школ) и новых компетенций педагогов и управленцев в свете указанных изменений,
Новые образовательные технологии новые регламенты работы школы, развивающие классно-урочную систему и предлагающие альтернативные подходы в организации учебного процесса, особенно на основе активного формирования информационно- насыщенной среды образовательного учреждения и политики формирования единого информационного образовательного пространства региона.
Новые образовательные технологии технико-технологическое обеспечение информационной среды школы Цифровые зоны развития школы: автоматизация управленческой деятельности, цифровая поддержка школьной библиотеки, медиа поддержка воспитательной работы в школе, ЦОР в учебном процессе, информатизация досуговой и внеурочной деятельности в школе, дистанционные формы работы школ, педагогов и учащихся.
Новые образовательные технологии методическое обеспечение ИКТ активности школьников
Новые образовательные технологии – цифровые образовательные услуги (ЦОУ) организация учебно-воспитательной работы с ЦОУ массовое внедрение в школе и дома новых форм обучения с использованием ИКТ и ЦОР Повсеместное обеспечение сетевого доступа школьников к цифровым образовательным хранилищам и услугам Построение учебного процесса на основе использования современных УМК с ЦОР и цифровыми предметными лабораториями
Школа – гарант готовности школьников к использованию ЦОР Система сервисов ЦОР – формируется в регионе Сетевое взаимодействие участников ЦО (школ), образовательных и социальных партнеров Готовность детей и учителей активно использовать ЦОР – формируется школой на всех ступенях образования
Социальная значимость ИКТ- компетентности учителей Гарант информационной активности детей – готовности войти Интернет как культуру непрерывного образования Гарант социальной активности детей – готовности войти в цифровые социальные сервисы государства (Электронная Россия) Гарант конкурентно способности выпускника школы на рынке труда
Этапы вхождения школы в информационное общество Компьютерная грамотность населения (цифровая грамотность на бытовом уровне) ИКТ компетентность в профессиональной деятельности (в том числе учителя) Информационная активность детей молодежи (ИКТ в контексте жизни человека)
Структура цифровой образовательной услуги Материально-технический сегмент (компьютерное, сетевое и цифровое оборудование) Кадровый сегмент (проф. компетенции пед.кадров, скорость их обновления) Методический сегмент (требование к УМК, требования к цифровым образовательным сервисам) Пользовательский сегмент (информационно- активные школы и дети, школа – гарант формирования информационной активности детей, модель выпускника современной Цифровой школы)
Примеры кластеризации школ в информационной образовательной инфраструктуре региона «Профильный экстернат» - коллективная образовательная услуга с использованием сетевого взаимодействия школьников и педагогов в системе профильного обучения на основе системы «видео-урок и видео-лекция/лаборатория» в партнерстве с вузами
Примеры кластеризации школ в информационной образовательной инфраструктуре региона «Школьные СМИ» - детский издательский центр школьной информации в партнерстве с региональными СМИ (газета, журнал, радио, телевидение) «Родной край» - инфраструктура межшкольной поддержки краеведческой работы школьных музеев и формирования региональной цифровой коллекции «Родной край» в партнерстве с музеями, фольклорными коллективами, театрами
Примеры кластеризации школ в информационной образовательной инфраструктуре региона «Семейный клуб» - инфраструктура реализации сетевого взаимодействия семейных клубов региона, центрами здоровья, спортивными центрами и секциями, органами здравоохранения, правоохранительными органами, «Интернет-конкурсы и олимпиады» - региональная межшкольная сеть открытой поддержки талантливых детей в партнерстве с органами управления образованием, деятелями искусства и культуры, бизнес- сообществом
Информационная среда каждой школы – как элемент сетевого кластера цифрового образования
Социальная зона 1. зона работы с родителями 2. зона охраны 3. зона питания 4. зона здравоохранения 5. зона психологов 6. зона социального педагога Зона технической и информационной поддержки методический блок образования Учительская-Методкабинет- ИПКРО Предметные кабинеты Интернет-клуб школьный сервер/ЛВС компьютерный клуб Компьютерные классы Издательский комплекс Библиотека/медиацентр веб-студия исследовательские лаборатории дополнительное образование начальное и основное обучение административная зона дистанционное обучение профильное обучение воспитательная работа и досуговая деятельность ЦИФРОВЫЕ ЗОНЫ ШКОЛЫ