Формирование и развитие человеческого капитала в условиях инновационной экономики Методологический семинар Зав. кафедрой управления персоналом, к.э.н., доцент Иванова Ирина Анатольевна
Концепция «человеческого капитала» Основоположники теории человеческого капитала: Теодор В. Щульц (1979г.) и Гэри Беккер (1992г.) – экономисты «чикагской школы», лауреаты Нобелевской премии по экономики Основные работы: Т. Шульц «Формирование капитала образования» (1960г.) и «Инвестиции в человеческий капитал» (1961г.) Г. Беккер «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» (1964г.) Определение: По Г. Беккеру, «человеческий капитал» - это совокупность врождённых способностей и приобретённых знаний, навыков и мотиваций, целесообразное использование которой способствует увеличению дохода (на уровне индивида, предприятия или общества)
Сущностные характеристики человеческого капитала 1. Он формируется каждым конкретным человеком и неотделим от живой человеческой личности 2. Здоровье, знания, способности, опыт накапливаются и выступают как определённый запас (или потенциал), требующий сохранения и воспроизводства 3. Формирование индивидуального ч.к. занимает большой период в жизни (в среднем лет) и требует значительных материальных затрат 4. Инвестиции в ч.к. осуществляют семья, сам человек, фирмы, государство, но их эффект зависит от личной активности и способности саморазвития каждого человека 5. Использование ч.к., степень его отдачи зависят от свободного волеизъявления человека, его предпочтений, ценностей, ответственности, общего мировоззрения и культуры 6. Ч.к., его объём, качество и формы использования выступают главным фактором экономического роста конкурентоспособности и эффективности производства
Взаимосвязь человеческого потенциала и человеческого капитала Человеческий потенциал Врождённые способности Трудовой потенциал Врождённые способности + приобретённые знания и навыки Человеческий капитал Реализованный трудовой потенциал
Сходство и отличия человеческого и физического капиталов СходствоОтличия являются факторами общественного воспроизводства входят в состав совокупного капитала имеют способность накапливаться имеют способность приносить доход результат использования может иметь как денежную, так и неденежную оценку подверженность физическому износу ч.к. нематериален по своей природе величину ч.к. и его изменения невозможно точно измерить ч.к. не подвержен материальному износу ч.к. не может быть передан
Свойства человеческого капитала формируется за счёт реальных (материальных и духовных) затрат; неотделим от личности, поэтому права на него не могут быть переданы; затраты на увеличение ч.к. связаны с уменьшением свободного времени, т.е. утратой одного из важнейших благ для человека; не может быть на современном уровне знаний точно измерен; мера и доля использования контролируется самим субъектом в зависимости от его мотивации, мировоззрения и культуры; результат использования может иметь многогранный эффект: экономический, психологический, социальный, мировоззренческий; способен накапливаться; его увеличение может способствовать росту производительности и качественному изменению труда; подвержен физическому износу вследствие несовершенства памяти, старения человеческого организма, смерти.
Особенности человеческого капитала Неотделим от личности Требует расходов на Формируется в результате затрат Времени Духовных сил Материальных средств Расширение Укрепление здоровья Обучение и развитие Обеспечение дополнительной информацией Компенсацию износа Физического Информационного Морально- психологического Человеческий капитал
Виды человеческого капитала Вид человеческого капитала Характеристика Капитал здоровья Физическая сила, выносливость, работоспособность, иммунитет к болезням, длительный период трудовой деятельности Трудовой капитал Знания, профессиональные способности человека выполнять конкретную работу. Чем сложнее труд, тем выше требования к квалификации, навыкам и опыту работника Интеллектуальный капитал Продукты творческой деятельности, изобретения, полезные модели, используемые в течение длительного времени, могут служить источником получения дохода. Организационно- предпринимательский капитал Способность к выработке плодотворных бизнес-идей, предприимчивость, решительность, организаторский талант, владение коммерческими секретами Культурно-нравственный капитал Важен как для самого индивидуума, так и для любой фирмы и общества в целом. Все заинтересованы в формировании и приумножении человеческого капитала; затрачивают ресурсы и на поддержания здоровья, и на развитие культуры, и на содействие предпринимательству
Элементы человеческого капитала
Разновидности человеческого капитала Человеческий капитал Общий (перемещаемый) Совокупность универсальных знаний и навыков, которые могут использоваться в любой организации Специальный (неперемещаемый) Совокупность знаний, навыков, контактов, культурных норм, которые могут использоваться только в данной организации
Человеческий капитал Инвестиции в человеческий капитал 1.Индивидуальные вложения (идут на получение человеком определенного набора знаний и навыков, на медицинское обслуживание) 2. Семейные инвестиции (затраты родителей на воспитание и обучение своих детей) 3. Инвестиции фирм и организаций (идут на профессиональную подготовку и повышение квалификации своих работников)
Система управления человеческим капиталом
Формирование человеческого капитала Планирование Привлечение Подбор Отбор Профориентация и адаптация Высвобождение
Использование человеческого капитала
Развитие человеческого капитала Обучение Переподготовка Повышение квалификации Оценка эффективности труда Планирование трудовой карьеры Профподготовка
При подготовке к методологическому семинару использовалась следующая литература: 1.Самыгин С.И., Зайналабидов М.С., Макиев З.Г., Обухов Д.В. Основы управления персоналом. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов на Дону: Феникс, 2001 – 480с. 2.Никитина И.А. Управление персоналом, часть 1.: Учеб. пособие.- СПб.: СПбГИЭУ, 2001 – 207с. 3.Макарова И.К. Управление персоналом; Учебник. – М.: Юриспруденция, 2002 – 304с. 4.Веснин В.Р. Управление персоналом в схемах: учеб. пособие.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 – 96с.