Формирование и развитие человеческого капитала в условиях инновационной экономики Методологический семинар Зав. кафедрой управления персоналом, к.э.н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
"Построение инновационной экономики невозможно без постоянного развития человеческого фактора, человеческого капитала, создания полноценного развития личности.
Advertisements

Чтение как путь формирования человеческого капитала Теория человеческого капитала предложила единую аналитическую рамку для объяснения таких, казалось.
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Ташкентский государственный экономический университет Человеческий капитал.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ЭКОНОМИКЕ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ Сергей Шувалов Центр исследований и статистики науки, Москва.
Выполнил: студент группы ДЭФ-202 Чирков Артём. Понятие "человеческого капитала" - ключевое для понимания основных тенденций в развитии современного общества,
Управление персоналом как система Тема 2. Основные вопросы 2.1. Основы системного подхода к управлению персоналом Механизм управления персоналом.
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ Основные вопросы: 1. Предпосылки, исходные признаки и определение экономики. 2. Общая характеристика.
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
Сравнительная характеристика основных понятий «Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ»
Смена парадигмы мышления Горшенин В.П., д.э.н., профессор, декан Международного факультета Южно-Уральского государственного университета, директор МВА.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
Человеческий капитал и рациональное поведение Скоробогатов А. С. Кафедра институциональной экономики НИУ ВШЭ СПб.
Анализ издержек и выгод, связанных с получением высшего образования Семинар 2.
1 Основы управления персоналом Факультет бизнеса и экономики Автор-составитель: О.П. Ходенкова ГОУ ВПО «Астраханский государственный университет»
Кадровый потенциал предприятия §1. Понятие, состав и структура кадров предприятия § 2. Производительность труда § 3. Система мотивации труда.
Управление персоналом – это целенаправленная и совместная деятельность состава руководства организации. К нему относятся руководители предприятия, а также.
1. Безусловное выполнение предусмотренных Конституцией прав и обязанностей граждан в трудовой области; соблюдение всеми организациями и отдельными гражданами.
Основные направления перестрои ̆ ки работы кадровых служб в современных условиях.
Организация труда на предприятии С У Щ Н О С Т Ь Разделение труда- это обособление видов трудовой деятельности, установление каждому работнику Кооперация.
Транксрипт:

Формирование и развитие человеческого капитала в условиях инновационной экономики Методологический семинар Зав. кафедрой управления персоналом, к.э.н., доцент Иванова Ирина Анатольевна

Концепция «человеческого капитала» Основоположники теории человеческого капитала: Теодор В. Щульц (1979г.) и Гэри Беккер (1992г.) – экономисты «чикагской школы», лауреаты Нобелевской премии по экономики Основные работы: Т. Шульц «Формирование капитала образования» (1960г.) и «Инвестиции в человеческий капитал» (1961г.) Г. Беккер «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ» (1964г.) Определение: По Г. Беккеру, «человеческий капитал» - это совокупность врождённых способностей и приобретённых знаний, навыков и мотиваций, целесообразное использование которой способствует увеличению дохода (на уровне индивида, предприятия или общества)

Сущностные характеристики человеческого капитала 1. Он формируется каждым конкретным человеком и неотделим от живой человеческой личности 2. Здоровье, знания, способности, опыт накапливаются и выступают как определённый запас (или потенциал), требующий сохранения и воспроизводства 3. Формирование индивидуального ч.к. занимает большой период в жизни (в среднем лет) и требует значительных материальных затрат 4. Инвестиции в ч.к. осуществляют семья, сам человек, фирмы, государство, но их эффект зависит от личной активности и способности саморазвития каждого человека 5. Использование ч.к., степень его отдачи зависят от свободного волеизъявления человека, его предпочтений, ценностей, ответственности, общего мировоззрения и культуры 6. Ч.к., его объём, качество и формы использования выступают главным фактором экономического роста конкурентоспособности и эффективности производства

Взаимосвязь человеческого потенциала и человеческого капитала Человеческий потенциал Врождённые способности Трудовой потенциал Врождённые способности + приобретённые знания и навыки Человеческий капитал Реализованный трудовой потенциал

Сходство и отличия человеческого и физического капиталов СходствоОтличия являются факторами общественного воспроизводства входят в состав совокупного капитала имеют способность накапливаться имеют способность приносить доход результат использования может иметь как денежную, так и неденежную оценку подверженность физическому износу ч.к. нематериален по своей природе величину ч.к. и его изменения невозможно точно измерить ч.к. не подвержен материальному износу ч.к. не может быть передан

Свойства человеческого капитала формируется за счёт реальных (материальных и духовных) затрат; неотделим от личности, поэтому права на него не могут быть переданы; затраты на увеличение ч.к. связаны с уменьшением свободного времени, т.е. утратой одного из важнейших благ для человека; не может быть на современном уровне знаний точно измерен; мера и доля использования контролируется самим субъектом в зависимости от его мотивации, мировоззрения и культуры; результат использования может иметь многогранный эффект: экономический, психологический, социальный, мировоззренческий; способен накапливаться; его увеличение может способствовать росту производительности и качественному изменению труда; подвержен физическому износу вследствие несовершенства памяти, старения человеческого организма, смерти.

Особенности человеческого капитала Неотделим от личности Требует расходов на Формируется в результате затрат Времени Духовных сил Материальных средств Расширение Укрепление здоровья Обучение и развитие Обеспечение дополнительной информацией Компенсацию износа Физического Информационного Морально- психологического Человеческий капитал

Виды человеческого капитала Вид человеческого капитала Характеристика Капитал здоровья Физическая сила, выносливость, работоспособность, иммунитет к болезням, длительный период трудовой деятельности Трудовой капитал Знания, профессиональные способности человека выполнять конкретную работу. Чем сложнее труд, тем выше требования к квалификации, навыкам и опыту работника Интеллектуальный капитал Продукты творческой деятельности, изобретения, полезные модели, используемые в течение длительного времени, могут служить источником получения дохода. Организационно- предпринимательский капитал Способность к выработке плодотворных бизнес-идей, предприимчивость, решительность, организаторский талант, владение коммерческими секретами Культурно-нравственный капитал Важен как для самого индивидуума, так и для любой фирмы и общества в целом. Все заинтересованы в формировании и приумножении человеческого капитала; затрачивают ресурсы и на поддержания здоровья, и на развитие культуры, и на содействие предпринимательству

Элементы человеческого капитала

Разновидности человеческого капитала Человеческий капитал Общий (перемещаемый) Совокупность универсальных знаний и навыков, которые могут использоваться в любой организации Специальный (неперемещаемый) Совокупность знаний, навыков, контактов, культурных норм, которые могут использоваться только в данной организации

Человеческий капитал Инвестиции в человеческий капитал 1.Индивидуальные вложения (идут на получение человеком определенного набора знаний и навыков, на медицинское обслуживание) 2. Семейные инвестиции (затраты родителей на воспитание и обучение своих детей) 3. Инвестиции фирм и организаций (идут на профессиональную подготовку и повышение квалификации своих работников)

Система управления человеческим капиталом

Формирование человеческого капитала Планирование Привлечение Подбор Отбор Профориентация и адаптация Высвобождение

Использование человеческого капитала

Развитие человеческого капитала Обучение Переподготовка Повышение квалификации Оценка эффективности труда Планирование трудовой карьеры Профподготовка

При подготовке к методологическому семинару использовалась следующая литература: 1.Самыгин С.И., Зайналабидов М.С., Макиев З.Г., Обухов Д.В. Основы управления персоналом. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов на Дону: Феникс, 2001 – 480с. 2.Никитина И.А. Управление персоналом, часть 1.: Учеб. пособие.- СПб.: СПбГИЭУ, 2001 – 207с. 3.Макарова И.К. Управление персоналом; Учебник. – М.: Юриспруденция, 2002 – 304с. 4.Веснин В.Р. Управление персоналом в схемах: учеб. пособие.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 – 96с.