Христианско-православный идеал человека и его воспитание в отечественной педагогической культуре X- XVII вв. Подготовила доцент кафедры педагогики РГУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитание и обучение в Киевской Руси (X - Хlll вв.) Сделала: студентка первого курса Сибгатуллина Г. Группа
Advertisements

Древнерусская литература. Возникновение письменной литературы в Древней Руси связано с принятием христианства. С христианством на Руси появились книги,
Древнерусская литература Учитель МОУ СОШ 18 Шейн Светлана Николаевна.
Культура Древней Руси в X- начале XIII в.. На развитие древнерусской культуры в X – начале XIII в. положительно сказались ежегодные поездки русской знати.
Обмирщение русской культуры в XVII веке. Обмирщение культуры – это усиление светских начал в культуре, освобождение от церковного влияния.
Культура Древней Руси Д/З: § 7, читать, вопросы 1,2, пересказ, § 8, читать, Р/Т 1-5.
Культура Киевской Руси Сложилась на основе: 1. Древних традиций восточных славян; 2. Заимствований у соседних народов: хазар, булгар, печенегов, финно-
Литература в древней Руси Выполнил Озганбаев У.А..
Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности IX-XIII веков Подготовка к ЕГЭ.
РЕБЁНОК В ШКОЛЕ. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ШКОЛЫ ПЕРВОБЫТНЫЕ ШКОЛЫ Ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых,
Живопись, литература, архитектура в X- начале XIII в. Выполнили: Братанова Ирина, Чиханова Елена, Бакланова Оксана.
Расцвет летописания. Жанровое своеобразие Страница Ипатьевской летописи Летопись – особый вид исторического повествования по годам (летам). Русское летописание.
Что такое древнерусская литература? Древнерусская литература- это русская литература первых веков её существования Древнерусская литература- это русская.
Культура и искусство Древней Руси. Фольклор Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой.
Культура Древней Руси. Древнерусская культура впитала в себя и культурные достижения проживавших в составе Руси народов и окружающих ее народов.
План: 1. Развитие России требовало грамотных людей 2. К знаниям потихоньку приобщались 3. Большинство крестьян оставалось неграмотным 4. Развивалось книгопечатание.
1. Особенности культуры Древней Руси. 2. Возникновение письменности. 3. Литература. 4. Архитектура.
Культура Древней Руси в 9-13 вв. Выполняли: Копылов Сергей и Чижов Иван.
Образование и культура XVII век. Образование В XVII веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения В Москве грамотой.
Возникновение, развитие, жанры.. Познакомить с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы, её особенностями и темами. Дать представление.
Транксрипт:

Христианско-православный идеал человека и его воспитание в отечественной педагогической культуре X- XVII вв. Подготовила доцент кафедры педагогики РГУ им. С.А. Есенина Щетинина Н.П.

Воспитание детей у славян до принятия христианства. Крещение Руси и формирование ценностных ориентаций воспитания на основе православной культуры. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства XIV-XVII вв./Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров.-М.: Педагогика, История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/Под. Ред. А.И. Пискунова.-2-е изд., испр. и дополн.-М.: ТЦ Сфера, Школа и педагогика в культуре Древней Руси//Историческая хрестоматия/Сост. О.Е. Кошелева, Л.В. Мошкова. - М.: Рос. Открытый ун-т, Юдин А.В. Русская народная духовная культура. - М.: Высшая школа, 1999.

Цель воспитания – подготовка ребёнка к жизни сегодняшней: труду охотников, скотоводов, земледельцев, ремесленников, воинов-дружинников; воспитание качеств для борьбы с силами природы и отражения набегов чужеземных племён. Воспитание проходило в семье; трудовая деятельность связывалась с выполнением различного рода ритуалов, обрядов, участием в празднествах и играх. В 14 лет мальчик проходил испытание на зрелость (инициация). Формируется народная педагогика, в которой отражаются педагогические идеалы, средства и методы их достижения. Опыт воспитания детей воплощается в фольклоре: сказаниях, песнях, былинах, пословицах, поговорках, которые служили средством обучения и наставления детей. «Какова матка, таковы и детки», «Своя земля и в горести мила», «В согласном стаде волк не страшен», «Продай кафтан, да купи буквицу», «Учение – лучшее богатство» и др.

Учение византийских отцов церкви (православное), определило воспитательные идеалы на Руси вплоть до XVII в. Педагогика православная ориентирует жизнь человека по заповедям господним, на формирование добродетелей: религиозного восприятия мира, любви, милосердия, всепрощения, трудолюбия, благочестия, добронравия. «…Думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели», - И. Златоуст.

Начинается подготовка грамотных людей для церковного служения: школа «учения книжного», училища в метах пребывания епископов (Киев, Новгород, Курск, Смоленск и др.). Первыми учителями были греки, затем священники, впоследствии – миряне, «мастера грамоты».

В XI веке при Киевском Софийском соборе была организована библиотека князем Ярославом Мудрым; появляются первые русские произведения: летописи, жития русских святых, памятники торжественной ораторской прозы («Слова» митрополита Иллариона, Луки Жидяты, Климента Смолятича, Кирилла Туровского), «Моление» Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве», «Поучение детям» Владимира Мономаха и др. Педагогические идеи (о целях воспитания, воспитательном идеале, характере обучения) содержатся в различных источниках. Педагогическая мысль Древней Руси была направлена не на проблему обучения, а на проблему воспитания. Высшие ценности воспитания были связаны с формированием добродетелей.

монголо-татарское нашествие – упадок русской культуры. В послемонгольский период происходит возрождение прежних форм образования при монастырях, церквях, у мастеров грамоты. В 1551 г. Стоглавый собор признаёт необходимым открывать училища при всех приходских церквях, в домах священников и дьяконов. Появляются новые учебные пособия – рукописные азбуковники. В 1574 г. Иван Фёдоров издаёт во Львове печатный «Букварь». На Украине и Белоруссии открываются братские школы, которые занимались распространением православного учения, создавали свои школы (братские). В 1631 г. открывается Киево-Могилянская коллегия (позже Киевская академия). В середине XVII века в образовании начинают преобладать гражданские, светские элементы. Предпринимаются попытки

использовать образовательные достижения западноевропейских государств (приглашение иностранных специалистов и учёных в Россию, обучение русских людей за границей). Типы школ в русском государстве XVII века Частная инициативаГосударственная инициатива 1. Школа повышенного типа при Андреевском монастыре (Ф.М. Ртищев, 1649г.) 2. Школа «благородная и полезная православному народу» при церкви Иоанна Богослова (середина XVII в.) 1. Патриаршее училище в Чудовом монастыре (1652г.) 2. Медицинская школа при Аптекарском приказе (1654г.) 3. Школа грамматического обучения в Заиконоспасском монастыре (1665г.) 4. Типографская школа (1681г.) 5. Школа в Богоявленском монастыре (1685г.) 6. Славяно-греко-латинская академия (1687г. )

Рукописная: азбуки, азбуки-прописи, склады учительные, буквари, часословы и псалтыри, «энциклопедические сборники», пособия по практической арифметике и геометрии, русско- латино-немецко-шведские словари. Печатные буквари (только за три года ( ) в Москве было издано 24 тыс. учебных книг, из них азбук).

Западноевропейское (С. Полоцкий, С. Медведев, С. Яворский). Византийско-русское (Е. Славинецкий, Ф.Ртищев, К. Истомин, братья Лихуды) Старообрядческое (Аввакум, Авраалий, поп Лазарь, дьякон Фёдор) К концу XVII века православное образование утрачивает свою доминирующую роль, и на смену ему приходит светское, государственное.