Опыт работы кураторов 1 курса в условиях перехода на модульную систему обучения Толстоба Н.Д., Иванова Т.В., Романова Г.Э.
1. Задачи кураторской работы Кураторская работа реализует следующие задачи учебно- воспитательного процесса: адаптирует студентов младших курсов к системе высшего образования; знакомит студентов со всеми направлениями внеучебной работы; пропагандирует здоровый образ жизни; активно вовлекает студентов в различные направления внеучебной деятельности; готовит к трудоустройству студентов старших курсов и помогает в трудоустройстве молодым специалистам. * Из положения о кураторской работе в СПб ГУ ИТМО
2. Права и обязанности куратора Куратор группы обязан: знакомить студентов с организацией учебного процесса; способствовать адаптации студентов к вузовской системе обучения, уяснению их прав и обязанностей, установлению доброжелательных отношений между преподавателями и студентами, приобщению к активной жизни; не менее одного раза в семестр отчитываться о проведенной работе и о положении дел в курируемых группах на заседании кафедры; Куратор группы имеет право: вносить на рассмотрение руководства вуза предложения по совершенствованию форм, методов учебной и воспитательной работы; контролировать текущую и промежуточную успеваемость студентов курируемой группы и по результатам контроля проводить собрания для рассмотрения положения дел; участвовать на всех уровнях в обсуждении вопросов и принятии решений, касающихся жизни и деятельности студентов курируемой группы; вносить предложения по поощрению студентов курируемой группы, а также по привлечению к дисциплинарной ответственности студентов за нарушение установленных правил внутреннего распорядка университета. * Из положения о кураторской работе в СПб ГУ ИТМО
3. Формальные обязанности куратора расширились РанееВ модульной системе ВстречиРаз в две недели кураторский час Встречи с преподавателями При конфликтных ситуациях, необходима личная встреча. Всего получалось до 4 встреч. Даже при отсутствии конфликтных ситуаций, встреча с почти каждым из 8 преподавателей происходила минимум раз в 2 месяца… Контроль текущей успеваемости Преподаватели 2 раза в семестр на 6 и 12 неделе выставляли аттестацию. По ней и судили об успеваемости студента. В базе ЦДО раз в 2 недели выставляют баллы. Всего 8 предметов. Виды работ – от 4 до 6 в каждом предмете. Для ясности необходимо 40 отчетов обработать. Программы дисциплин Необходимо для проверки и поиска неверно проставляемых баллов. Неразрешимые вопросы По конфликтным моментам пишутся служебные записки, ранее их было 1 – 2 максимум. Бессчетные походы к начальству, выяснение правильной позиции и кураторов и преподавателей, написание служебных записок (порядка 10 было написано). Совещания Посещались несколько раз для понимания новой системы обучения студентов. Контроль баллов Не был предусмотрен.При работе со студентами выясняется, что у них о отличается информация от той, которая внесена в ЦДО.
4. Контроль внесения баллов Алгоритм работы куратора Производится снятие баллов из ЦДО Опрос студентов по их сведениям о баллах Визит к преподавателю, определение обстоятельств пропажи баллов Поиск в модульной группе ответственного за внесение баллов Возврат к преподавателю-предметнику с пояснениями, почему и как он должен записывать баллы Ожидание, что правильные баллы появятся Периодическая проверка в системе ДО Цикл повторяется снова, если с баллами что-то опять не сложилось.
5.1. Отечественная история. 1 модуль Анализ программы дисциплины показал, что за работу с УМК предусмотрено 20 баллов. Было обнаружено, что баллы не вносят. Преподавателям трудно получить сведения, а тому кто вносит – тоже не хочется тратить силы. Несколько визитов на кафедру и было обещано внести в конце модуля. Не внесли. Для ускорения процесса были сделаны данные по факультету и отданы на кафедру. Внесли. Далее для того чтобы сведения попали не только в систему, а еще и в ведомость, необходимо было донести их до преподавателей лично.
5.2. Отечественная история. 2 модуль УМК = 30 баллов. Баллы и не вносили и не пытались. Обещали что УМК будет проставляться автоматически. К внесению баллов подключилась группа мониторинга. - стерла все баллы по УМК за первый модуль - ничего не внесла по второму. 8 января при встрече с зав кафедрой прояснили, что все таки УМК надо поставить назад. На той же встрече выяснилось, что автоматически УМК не вносится, и сведения по 2 модулю надо бы сделать. Сделала. Внесли. _________________________________________________________________________________________________________ Итог: в среднем повысился балл на 15. И благодаря постоянному контакту с кафедрой, можно считать что проблем для студентов не было никаких.
6. Основы логической культуры и риторика В течение семестра все в порядке, преподаватель всё вносит. Есть отдельные проблемы с прилежанием студентов, но в пределах нормы, у всех должен быть зачет. Не было встречи в последние дни, когда вносятся баллы. _________________________________________________________________________________________________________ Итог: Преподаватель решила что остальные баллы внесет группа мониторинга, а это было неверно. Система для доступа закрыта. Во всех группах у этого преподавателя пострадало порядка 2 студентов, оставшись без зачета.
7. Проблемы модульной системы Основные проблемы с модульной системой, которые имеются по большинству предметов, можно разбить на несколько групп: 1. Методические проблемы a) Нет ритмичности обучения b) Большие домашние задания выдаются не сразу c) Программа не продумана 2. Организационные проблемы a) Преподаватели не пользуются системой ДО b) Студентам неясны критерии простановки баллов 3. Технические проблемы a) не вносятся во-время баллы в систему ДО b) баллы вносятся не в те графы c) перезачеты d) в ведомостях распечатывается итоговая сумма по модулю, а не баллы, расписанные по всем видам работ.
8. Источники проблем Причины возникновения: Непродуманность программы и необходимость ее переделки Нежелание преподавателя разбираться с новой системой Неумение преподавателя работать с системой ДО Плохое взаимодействие с группой мониторинга Плохая информационная поддержка
9. Достоинства модульной системы Ритмичность обучения Посещаемость улучшилась Есть возможность наглядно увидеть динамику успеваемости Есть стимул сдавать все во-время Нет отличий у разных переподавателей по одной дисциплине Нет сессии и стресса Программы дисциплины выложены в ЦДО: все могут их посмотреть и заранее узнать критерии оценки.
10. Изменения для студентов 1. Замотивировался каждый шаг, хотя не все действия обеспечивают именно получение знаний. 2. Стали регурярнее ходить на занятия, нет необходимости объяснять о пользе посещения лекций, практик и прочая. 3. Ушли от произвола преподавателя 4. Стало интересно следить за накоплением баллов, это дисциплинирует 5. Прозрачность системы дает право задавать вопросы 6. Аттестация проходит автоматически 7. Ушли от влияния нелепых случайностей в выставлении итоговой оценки студенту
11. Изменения для преподавателей 1. Более ответственно необходимо подходить к оцениванию студента. Необходимо придерживаться своей программы дисциплины. 2. Необходимость контроля баллов в системе или работы с группой мониторинга 3. Необходима разработка программы дисциплины в соответствии с модульной системой. 4. Ушли от лотереи, когда студент мог плохо заниматься в течение семестра и получить зачет случайно оказавшись рядом с отличником во время сдачи. 5. Ушли от непрозрачных оценок. Каждый знает, за что получил такие баллы и в чем виноват. 6. На допсессии преподаватель обязан принимать только тех, у кого нет зачета. Любые другие повышения оценок остаются на усмотрение преподавателя.
12. ВЫВОДЫ Большинство проблем чисто организационные и легко устранимые. Программа дисциплины должна быть тщательно продумана. Чем подробнее в программе расписаны все критерии и просчитаны различные траектории получения зачета, тем меньше проблем. На ходу изменить программу НЕВОЗМОЖНО. Лучше всего получается у тех, кто сам вносит баллы в ЦДО и контролирует их соответствие журналу. Студентам надо разъяснять критерии получения оценки и постоянно про них напоминать.