«Особенности формирования зрительно-пространственных представлений у детей с нарушением зрения» Фрагменты занятий с фотоматериалами и комментариями (приложение 3) Галкина Марина Дмитриевна Санкт-Петербург 2007 г.
Фрагмент занятия по обучению грамоте. Работа с «Магнитной азбукой» (1 вариант). ЦЕЛЬ: закрепление зрительного образа изученных букв; составление слогов, слов; развитие зрительно-моторной координации, подготовка руки к письму.
Фрагмент занятия по обучению грамоте. Работа с «Магнитной азбукой» (2 вариант). ЦЕЛЬ: прописывание букв и их элементов; соотнесение художественного изображения с буквой; чтение слогов, слов.
Фрагмент занятия по обучению грамоте. Работа с «Умными кубиками». ЦЕЛЬ: развитие тактильных ощущений; развитие мелкой моторики; закрепление знаний о буквах (исключение зеркального письма); обучение чтению.
Фрагмент занятия по профилактике оптической дисграфии. Игра на ковролине в вертикальной плоскости: «Помоги девочкам найти буквы» - авторская разработка М.Д.Галкиной. ЦЕЛЬ: профилактика зеркального письма; формирование оптико- пространственных функций; совершенствование зрительного образа буквы; тренировка процесса аккомодации; развитие мелких движений пальцев рук.
Фрагмент занятия по обучению грамоте. Использование рабочих листов для закрепления зрительного образа буквы по методике Е.В.Колесниковой «Запоминаю буквы». ЦЕЛЬ: закрепление зрительного образа буквы в разных видах деятельности ( раскрашивание; обводка по точкам; дописывание элементов; письмо в воздухе; выкладывание из различных материалов; вырезывание; сопровождающий стихотворный материал о данной букве).
Фрагмент занятия по ознакомлению с буквами. Работа с «Волшебным экраном». ЦЕЛЬ: закрепление образа буквы в условиях затрудненного зрительного восприятия; развитие зрительного внимания; развитие оптико- пространственных представлений.
Фрагмент занятия по ознакомлению с буквами. Работа с «Конструктором букв» В.Воскобовича. ЦЕЛЬ: развитие тактильного и оптического анализа буквы; складывание букв из различных элементов конструктора по образцу; трансформация одной буквы в другую; развитие мыслительных операций анализа и синтеза; развитие мелкой моторики и координации пальцев рук.
Фрагмент занятия по обучению грамоте. Работа с объемными буквами- вкладышами: «Я умею читать». ЦЕЛЬ: совершенствование фонематического слуха; закрепление зрительного образа буквы на полисенсорной основе; обучение чтению; активизация звуков в скороговорках.
Фрагмент занятия по обучению грамоте. Работа с дидактическим пособием: «Говорящая азбука» (1 вариант). ЦЕЛЬ: закрепление правильного произношения звука (изолированного и в стихах); развитие фонематического слуха; закрепление знания цифр. Фрагмент занятия по обучению грамоте. Использование рабочих листов для закрепления зрительного образа буквы по методике Е.В.Колесниковой «Запоминаю буквы». ЦЕЛЬ: закрепление зрительного образа буквы в разных видах деятельности ( раскрашивание; обводка по точкам; дописывание элементов; письмо в воздухе; выкладывание из различных материалов; вырезывание; сопровождающий стихотворный материал о данной букве).
Фрагмент занятия по ознакомлению с буквами. Работа с пазлами «Собери букву». ЦЕЛЬ: совершенствование зрительного образа буквы; развитие зрительного восприятия с опорой на образец; развитие оптико- пространственных представлений; развитие мелкой моторики; развитие зрительной памяти (без образца).
Развитие ручной моторики
«Собери букву» из крупы ; вылепи из пластилина
Динамическая пауза
Назови и обведи букву в условиях затрудненного зрительного восприятия