Великая цель образования - это не знания, а действия Г.Спенсер
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ОБЩЕСТВА СПОСОБНОСТЬ РАБОТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО; СПОСОБНОСТЬ БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ; СПОСОБНОСТЬ ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВУ; СПОСОБНОСТЬ ЗАМЕЧАТЬ ПРОБЛЕМЫ И РЕШАТЬ ИХ; СПОСОБНОСТЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ СИТУАЦИИ; СПОСОБНОСТЬ УЖИВАТЬСЯ С ДРУГИМИ; СПОСОБНОСТЬ ОСВАИВАТЬ ЗНАНИЯ ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ. СПОСОБНОСТЬ РАБОТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО; СПОСОБНОСТЬ БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ; СПОСОБНОСТЬ ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВУ; СПОСОБНОСТЬ ЗАМЕЧАТЬ ПРОБЛЕМЫ И РЕШАТЬ ИХ; СПОСОБНОСТЬ АНАЛИЗИРОВАТЬ СИТУАЦИИ; СПОСОБНОСТЬ УЖИВАТЬСЯ С ДРУГИМИ; СПОСОБНОСТЬ ОСВАИВАТЬ ЗНАНИЯ ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ.
ИТАК, ВОЗРАСТАЕТ ЗНАЧЕНИЕ НЕПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬСТОВ, РАЗВИТИЯ У НИХ СПОСОБНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫХОДЯЩЕЙ ЗА РАМКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ ПО СВОЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВОЗРАСТАЕТ ЗНАЧЕНИЕ НЕПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬСТОВ, РАЗВИТИЯ У НИХ СПОСОБНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВЫХОДЯЩЕЙ ЗА РАМКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ ПО СВОЕЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА – ВКЛЮЧАЕТ СОВОКУПНОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ (ЗУН, СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ), ЗАДАВАЕМЫХ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОПРЕДЕЛЁННОМУ КРУГУ ПРЕДМЕТОВ И ПРОЦЕССОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К НИМ. – ВЛАДЕНИЕ, ОБЛАДАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНЦИЕЙ, ВКЛЮЧАЮЩЕЙ ЕГО ЛИЧНОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ И ПРЕДМЕТУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОТЧУЖДЁННОЕ ТРЕБОВАНИЕ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО, МЕРА ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ
КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЗНАНИЯУМЕНИЯ НАВЫКИ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные принципы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.
ВИДЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ КЛЮЧЕВЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ
ПАРАМЕТРЫ СРАВНЕНИЯ ПРЕДМЕТНО- ЗНАНИЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯСИСТЕМА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ СИСТЕМА КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ: КЛЮЧЕВЫХ, ПРЕДМЕТНЫХ, ЖИЗНЕННЫХ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИЯ, УМЕНЬШЕННЫЕ КОПИИ ВУЗОВСКИХ КУРСОВ ПО ПРЕДМЕТАМ СИСТЕМА ЖИЗНЕННО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ УЗЛОВЫХ ПРОБЛЕМ И ОПЫТ ИХ РЕШЕНИЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ, ЛИЧНОСТНЫЙ, СУБЪЕКТНЫЙ) СПЕЦИФИКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБЪЯСНИТЕЛЬНО- ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ (РАССКАЗ, ЛЕКЦИЯ, ДЕМОНСТРАЦИЯ И Т.Д.), ПРОБЛЕМНЫЕ МЕТОДЫ (ПОИСКОВЫЙ, ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ЗНАНИЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИ Й), ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (УПРАЖНЕНИЯ, РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ) МЕТОД ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ, ПРОБЛЕМНО- ЗАДАЧНЫЙ МЕТОД, ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬН ЫЙ МЕТОД, МЕТОД СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫ Й ТРУД, ИГРОВОЙ МЕТОД И Т.Д. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКА УЧИТЕЛЬ – ИНИЦИАТОР ВСЕХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩЕГОСЯ УЧАЩИЙСЯ ПОЛУЧАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНИЦИАТИВЫ, ВЫБОРА И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЦЕННОСНО-СМЫСЛОВАЯ; ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ; УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ; ИНФОРМАЦИОННАЯ; КОММУНИКАТИВНАЯ; СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ; ЛИЧНОСНОСТНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ НОСЯТ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И НАДПРЕДМЕТНЫЙ ХАРАКТЕР ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОТНОСЯТСЯ К КРУГУ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИХ СОДЕРЖАНИЕ МОЖЕТ ВКЛЮЧАТЬ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ ИЗ РАЗНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИЛИ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ РАЗДЕЛОВ ОДНОГО ПРЕДМЕТА СПОСОБНОСТЬ БРАТЬ ИНТЕРВЬЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ: ВЫБОР ОБЪЕКТА ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЯ; ОВЛАДЕНИЕ ЛЕКСИКОЙ В ИЗБРАННОЙ ОБЛАСТИ И ОПЫТОМ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ; ВЫСТРАИВАНИЕ ВОПРОСОВ В СООТВЕТСТВИИ С ЦЕЛЬЮ; УМЕНИЕ ПОНЯТЬ ИНТЕРВЬЮИРУМОГО И ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ; ВЛАДЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫМ СПОСОБОМ ОБЩЕНИЯ (УЛЫБКА, ВЗГЛЯД, ЖЕСТЫ) УМЕНИЕ СЛУШАТЬ; УМЕНИЕ БРАТЬ ИНИЦИАТИВУ РАЗГОВОРА НА СЕБЯ; УМЕНИЕ АДЕКВАТНО РЕАГИРОВАТЬ НА ЛЮБЫЕ ОТВЕТЫ РЕСПОНДЕНТА; УМЕНИЕ ГИБКО ИЗМЕНЯТЬ ЛОГИКУ И СОДЕРЖАНИЕ ВОПРОСОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СИТУАЦИИ; УМЕНИЕ ВЫЙТИ ИЗ КОНТАКТА.
ЖИЗНЕННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВКЛЮЧАЮТ СОВОКУПНОСТЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, ОПЫТА, ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ, КОТОРЫЕ ВСТРЕЧАЮТСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ И ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ; РЕМОНТ КВАРТИРЫ; ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ