Школа 277 СПб Учитель : Левицкая Нина Шоламовна 2011г.
«Здоровье – это самое ценное, что есть у человека.» Н.А. Семашко
ЗДОРОВЬЕ ЗДОРОВЬЕ УЧЁБА УЧЁБА ДЫХАНИЕ ДЫХАНИЕ ДВИЖЕНИЕ
Только 10% первоклассников имеют I группу здоровья
Условия образовательной деятельности, отрицательно влияющие на здоровье учащихся : информационные перегрузки; несовершенная организация учебной деятельности; недостаточная двигательная активность;
«Современное образование должно стать здоровьесберегающим.» (из Конвенции о правах ребенка) Здоровьесберегающие образовательные технологии - это все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся
личностно- ориентированное обучение Стратегические Здоровьесберегающие технологии Тактические
Базовые потребности школьников Потребность в безопасности (защищенности) физической и психической Потребность в общении со сверстниками и в диалоге с учителем Потребность в уважении, одобрении, благодарности, признании Познавательные потребности (знать, уметь, понимать) Потребность в творческой деятельности Потребность в самоактуализации
личностно- ориентированное обучение Стратегические Здоровьесберегающие технологии Тактические дифференцированное обучение проблемное обучение рефлексивное обучение педагогика сотрудничества соблюдение режима труда и отдыха учащихся чередование видов учебной деятельности соблюдение гигиенических требований благоприятный эмоциональный настрой; использование оздоровительных моментов
Атмосфера доброжелательности на уроке – доброжелательности на уроке – основная здоровьесберегающая технология основная здоровьесберегающая технология
Почти 60% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. 80% всех школьников страдают неврозами.
« Для школы, главное – « Для школы, главное – не убить человеческое в человеке, не убить человеческое в человеке, не озлобить, не озлобить, не отбить желание учиться, не отбить желание учиться, не притушить интерес к познанию не притушить интерес к познанию и к жизни, и к жизни, не разрушить веру в успех, не разрушить веру в успех, веру в себя.» веру в себя.» С.Н.Лысенкова С.Н.Лысенкова
Гигиенические критерии рациональной организации урока ФАКТОРЫ УРОКА Уровни гигиенической рациональности 1. Число видов учебной деятельности (работа с учебником, письмо, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, решение задач и др.) Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 минут 11 – 15 минут Более 15 минут 3. Частота чередования различных видов учебной деятельности Через минут Через минут Через 15 – 20 минут 4. Плотность урока ( объем нового материала на уроке) 85 – 90% 60 – 80%
Гигиенические критерии рациональной организации урока ФАКТОРЫ УРОКА Уровни гигиенической рациональности 5. Число видов преподавания (Словесный, наглядный, аудиовизуальный через ТСО, самостоятельные работы) 3 и более Количество эмоциональных разрядок Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы и постоянно находится под контролем учителя Поза иногда контролируется учителем Поза не контролируется учителем
Оздоровительные моменты на уроке физкультминутки динамические паузы минутки релаксации дыхательная гимнастика гимнастика для глаз массаж активных точек гимнастика мозга Цель оздоровительных моментов отдых це нтральной нервной системы профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.
Рекомендации Комплексы упражнений должны меняться. Проводятся в период снижения работоспособности По 3 легких упражнения с 3-4 повторениями каждого Нельзя прерывать творческий процесс !
гимнастика мозга мозга 1970г. Пол Деннисон (Калифорния) Кинезиология - наука о движении Образовательная кинезиология изучает развитие головного мозга через движение.
«Перекрёстные шаги » «Перекрёстные шаги » Упражнение из гимнастики мозга Упражнение из гимнастики мозга
Ленивые восьмерки Ленивые восьмерки для глаз для глаз Упражнение Упражнение из гимнастики мозга из гимнастики мозга
Думающий колпак
Возьмемся за уши, друзья!
«Зеркальное рисование» Упражнение из гимнастики мозга
ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ УЧАЩИХСЯ I – период II - период III период cнижения работоспособности врабатывания высокой и устойчивой а – зона неполной компенсации 3 – 5 мин работоспособности б - зона конечного прорыва мин. ОШ в – зона прогрессивного падения 25 – 30 мин. С
Оценка степени утомления при умственном труде Объекты наблюде- нияНезначительнаяЗначительнаявысокаяВнимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакция на новые словесные указания отсутствуют Поза Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища Частая смена поворота головы, облокачивание, поддерживание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, отклонившись на спинку стула ДвиженияТочные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка) Интерес Живой интерес, задавание вопросов Слабый интерес, отсутствие вопросов Полное отсутствие интереса
Критерии удачного с точки зрения здоровьесбережения урока отсутствие усталости у учащихся и педагога; положительный эмоциональный настрой; удовлетворение от сделанной работы; желание продолжить работу.
« Каждый шагает по жизни со своей скоростью, со своей скоростью, этого не изменить. этого не изменить. Каждому ребенку нужен успех.» С.Н.Лысенкова С.Н.Лысенкова
Крюки Крюки Упражнение Упражнение из гимнастики из гимнастики мозга мозга
С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! З ДОРОВЬЯ В АМ, В АШИМ БЛИЗКИМ И В АШИМ УЧЕНИКАМ!