Апробация электронных учебников в общеобразовательных учреждениях Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный институт развития образования Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральный институт развития образования
Поручение Президента Российской Федерации «… провести эксперимент в школах ряда субъектов Российской Федерации по использованию в образовательном процессе различных типов интерактивных мультимедийных электронных школьных учебников …»
Субъекты РФ Г. Москва Г. Санкт-Петербург Московская область Калининградская область Самарская область Кемеровская область Республика Татарстан Республика Коми Г. Тамбов Г. Москва Г. Санкт-Петербург Московская область Калининградская область Самарская область Кемеровская область Республика Татарстан Республика Коми Г. Тамбов
Образование в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества Электронные образовательные ресурсы Организация обучения с использованием ИМЭУ Повышение квалификации учителей
Итоги повышения квалификации учителей
Основные аспекты использования ИМЭУ в учебном процессе Организационные и правовыеУчебно-методические и дидактическиеСоциально-экономический аспектДальнейшее развитие и внедрение
Сравнительный анализ технических возможностей и программного обеспечения устройств, используемых в проекте в качестве носителей ИМЭУ. Анализ соответствия гигиеническим требованиям безопасности для здоровья школьников. Оценка фактической компетенции в организационных и нормативно-правовых вопросах использования ИМЭУ в учебном процессе. Мнения родителей о внедрении ИМЭУ в сравнении с классическими школьными учебниками. Учебно-методические и дидактические возможности использования ИМЭУ на базе исследования дневников апробатора. Анализ вариантов развития ИМЭУ и их согласования с другими цифровыми электронными материалами. Темы для обсуждения
Мобильные электронные устройства(МЭУ)
Структура устройств
Распределение устройств по регионам Ectaco® jetBook® ColorIntel ClassMate PCEnTourage eDGe г. Санкт-Петербург г. Москва
Цветной экран Масштабируемые иллюстрации Поддержка стандартных образовательных форматов Смена верстки горизонтальная/вертикальная Дополнительные символы, используемые в школе Подключение внешних устройств Доступ в Интернет Связь с преподавателем Поиск информации Интерактивные 3D модели, схемы, графики, чертежи Одновременная работа с двумя частями учебника, двумя учебниками Скорость открытия файлов, перелистывания страниц, перехода к нужной главе Всплывающие толкования слов Заметки на полях, выделение текста цветом Возможность быстрого удаления всех заметок, отметок, закладок в учебнике Реализация контрольных, тестов, рабочей тетради и т.п. Требования к электронным учебникам
Оперативное обновление образовательного контента Интерактивное взаимодействие учащегося с элементами контента Интуитивно понятное управление контентом Комплексное представление учебного материала Реализация учеником индивидуальных образовательных траекторий Создание активно-деятельностной познавательной среды для учащихся Управление учебным процессом за счет интеграции устройств учащихся и учителя в единое информационное пространство. Дополнительные в озможности ИМЭУ
1.СанПиН 2.2.2/ «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»; 2.СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Существующая нормативно-правовая база требует серьезной доработки в части: классификации технических устройств используемых для образовательных целей, в том числе имеющих в своем составе компьютерные компоненты; обеспечения однозначной интерпретации используемых формулировок; более полного соответствия различным стадиям и особенностям учебного процесса; учета динамических особенностей электронного учебного контента. Анализ соответствия ИМЭУ гигиеническим требованиям безопасности для здоровья школьников
Фактическая компетентность в вопросах использования ИМЭУ Анкетный опрос. 484 анкеты родителей, 488 анкет учащихся, 170 анкет преподавателей, 35 анкет администрации ОУ.
Учащиеся Знают о своих правах и обязанностях – 98% 11% не знают кто несет ответственность, что делать в случае поломки. 41% считают, что отказаться от электронного учебника нельзя. 8% ИМЭУ можно использовать только на уроках. Родители Получили информацию о своих правах и обязанностях – 90% У родителей было много вопросов об организационных и правовых регламентах. Учителя Значительный разброс мнений о документации, представленной производителем и достаточности сведений по правовым вопросах использования ИМЭУ в учебном процессе. Фактическая компетентность в вопросах использования ИМЭУ
Дополнительная проработка организационных и правовых регламентов: Регламент использования ИМЭУ в образовательном учреждении, Форма договора с родителями, Документация производителя, адаптированная к образовательным учреждениям, Письменная инструкция для учащихся, родителей и учителей с разъяснением прав и обязанностей и ответами на вопросы, выявленные в ходе апробации. Фактическая компетентность в вопросах использования ИМЭУ
Электронный учебник лучше бумажного: Удобно читать Удобно носить Удобно хранить (выше оценки у Plastic Logic 100) Прочность (выше оценки у Plastic Logic 100) Надежность (выше оценки у Plastic Logic 100) Привлекательность Удобно понимать прочитанное Удобно запоминать Безопасно для глаз (выше оценки у Pocket Book Pro 912) Мнения родителей о внедрении ИМЭУ в сравнении с классическими школьными учебниками.
Электронный учебник хуже бумажного: Цена Готовы платить за электронный учебник 11% - полностью (Москва, Санкт-Петербург) 28% - частично Мнения родителей о внедрении ИМЭУ в сравнении с классическими школьными учебниками.
Учебно-методические и дидактические возможности использования ИМЭУ на базе исследования дневников апробатора Закладкамаркер заметка Логические умения: определение структуры объекта познания поиск и выделение значимых функциональных связей умение разделять процессы на этапы классификация объектов по одному или нескольким критериям. Информационно-коммуникативная деятельность ученика: проведение информационно-смыслового анализа текста извлечение из текста информации, заданной в явном и неявном виде сопоставление информации, содержащейся в разных частях текста
Наличие в устройстве учебно-методических материалов за предыдущие годы обучения дает возможность установления внутрипредметных и межпредметных связей. Наличие в устройстве учебно-методических материалов за предыдущие годы обучения дает возможность установления внутрипредметных и межпредметных связей. Учебно-методические и дидактические возможности использования ИМЭУ на базе исследования дневников апробатора
Дополнительные функции Pocket Book 912 Pro - встроенные игры, аудио Ectaco jetBook - ПО для обучения естественным наукам, калькулятор с функцией построения графиков Intel Class Mate PC –связь с учителем, тесты, лабораторные работы
Варианты развития ИМЭУ и их согласование с цифровыми электронными материалами.. Требования к содержанию и оформлению ИМЭУ учебно-методические материалы в электронной форме должны разрабатываться с учетом требований к эргономике электронных учебников и с максимальной реализацией возможностей технических средств. Контент должен быть мультимедийным и интерактивным. Необходимо дополнение учебников специализированными ресурсами, такими как практические и лабораторные работы, контрольные работы и тесты. Необходимы энциклопедии и словари, атласы, хрестоматии и другие дополнительные учебные материалы. ИМЭУ должны охватывать все годы в рамках ступени образования и иметь многоуровневый характер. Дополнительно должно быть определено компьютерное оборудование и средства связи необходимые для создания информационно-насыщенной среды образовательного учреждения при использовании мобильных устройств, как основного средства обучения.
Обсуждение результатов проекта / Сетевая лаборатория - обмен опытом, проблемы и пути их решения, выводы участников апробации из разных регионов Взаимодействие участников проекта в сети Интернет