Составила: учитель-дефектолог первой квалификационной категории Лаврушина Ирина Владимировна Составила: учитель-дефектолог первой квалификационной категории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ из опыта работы МБДОУ 16 города Невинномысска.
Advertisements

Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Психолого-медико- педагогический консилиум в общеобразовательной школе.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога Капустиной Т.Н. подготовительной группы 1 для детей с задержкой психического развития г. Екатеринбург, 2014 Екатеринбург,
КГСОУ «Ачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида». Комплексное сопровождение детей в образовательном процессе.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Методические рекомендации к составлению основной общеобразовательной программы ДОУ компенсирующего вида.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) Л.Д.Постоева,педагог-психолог МКДОУ детский сад компенсирующего вида «Родничок» г.Бородино Красноярского.
Реализация Федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях Учитель-дефектолог ГБОУ специальная (коррекционная) НШДС 1822.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Куркова О.А. педагог-психолог Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
«Развитие глагольного словаря у детей с ОНР в процессе коррекционно- логопедической работы» (из опыта работы) Составитель: учитель-логопед МБДОУ 385 Мазанова.
Причины обращений в ПМПк Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ Нарушения эмоционально- волевой и коммуникативной сферы Низкая познавательная активность Низкий.
УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ СЕРЖАНТОВА М.В. УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ГЛЕБОВА И.Н. УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МКРТИЧЬЯН К.Р. ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ КАЛЕЙКИНА И.Д. МАДОУ ЦРР Д/С 70 Г.КАЛИНИНГРАД.
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи.
Проблемы организации службы сопровождения в рамках детский сад - школа.
Транксрипт:

Составила: учитель-дефектолог первой квалификационной категории Лаврушина Ирина Владимировна Составила: учитель-дефектолог первой квалификационной категории Лаврушина Ирина Владимировна

Детский сад 7 «Семицветик» В ноябре 2008 года в структуре детского сада «Семицветик» открылись две специализированные группы для детей с ОВЗ, которые посещают следующие категории детей с нарушениями развития: дети с задержкой психического развития; дети с тяжелыми нарушениями речи; дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА); дети с нарушениями интеллектуального развития. Перед педагогами, работающими с детьми с ОВЗ встала необходимость разработки системы психолого- педагогического сопровождения таких детей. В ноябре 2008 года в структуре детского сада «Семицветик» открылись две специализированные группы для детей с ОВЗ, которые посещают следующие категории детей с нарушениями развития: дети с задержкой психического развития; дети с тяжелыми нарушениями речи; дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА); дети с нарушениями интеллектуального развития. Перед педагогами, работающими с детьми с ОВЗ встала необходимость разработки системы психолого- педагогического сопровождения таких детей.

Данная система направлена на выявление уровня развития ребенка и как следствие - на коррекцию и компенсацию недостатков воспитания, развития и образования с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей дошкольного возраста с ОВЗ

Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ включает в себя: 1. Программное обеспечение коррекционно-развивающего процесса 2. Диагностика детей с ОВЗ 3. Психолого-педагогические индивидуальные карты развития детей с ОВЗ 4. Перспективно-календарное планирование работы с детьми с ОВЗ 5. Организация образовательного пространства в ДОУ 6. Методические рекомендации к организации и содержанию коррекционно- развивающего процесса с детьми с ОВЗ 7. Консультативно-просветительское сопровождение семьи

Программное обеспечение коррекционно- развивающего процесса «Программа Воспитания и Обучения в Детском Саду» (под ред. М.А. Васильевой, Гербовой В.В., Комаровой Т.С.) 2010 Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – 2005

ПРОГРАММА для специальных дошкольных учреждений ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Авторы-составители: Кислякова Юлия Николаевна Мороз Людмила Николаевна 2006 Е.В. Золоткова, Н.Г. Минаева, И.В. Чумакова ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ 2004 А.В. Семенович Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте 2002 А.Л. Сиротюк Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 2002

Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта Методические рекомендации 2009 Методические рекомендации к организации и содержанию коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего и преддошкольного возраста с задержками психофизического развития Под редакцией Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой 2007

Диагностика детей с ОВЗ Нейропсихологическое обследование Педагогическая диагностика

Нейропсихологическое обследование Цель: выявить у каждого ребенка «сильные» и «слабые» звенья функциональных систем психики ребенка, а также определить зону его ближайшего развития. Этап 1 Первоначальное нейропсихологическое обследование Цель: выявить особенности динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Этап 2 Динамическое обследование Цель: определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника. Этап 3 Итоговое обследование

На каждого ребенка заполняется протокол, который включает в себя пробы, объединенные в 12 групп в соответствии с исследуемой функцией: После проведенного обследования: высчитывается в процентах успешность выполнения заданий; составляется нейропсихологический профиль на каждого ребенка и заключение, где прописываются «сильные» и «слабые» звенья функциональных систем психики у каждого ребенка.

Педагогическая диагностика Подготовка диагностических карт развития по ФЭМП и ОЗМ Этап 1 Подготовительный Отслеживание зоны актуального и ближайшего развития Этап 2 Обследование Определение уровня развития ребенка Этап 3 Анализ результатов

Психолого-педагогические индивидуальные карты развития детей с ОВЗ Для выявления ресурсов в развитии детей была разработана психолого-педагогическая индивидуальная карта развития на каждого ребенка, в которую входит: карта истории развития ребенка протоколы нейропсихологического и педагогического обследования индивидуальная коррекционно- развивающая программа развития

Перспективно-календарное планирование работы с детьми с ОВЗ В основе перспективно-календарного планирования лежит распределение задач по уровням сложности, что позволяет спроектировать индивидуально- образовательный маршрут для каждого ребенка с ОВЗ.

Организация образовательного пространства в ДОУ Важным моментом в реализации комплексной системы психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ является организация образовательного пространства в ДОУ. Пребывание детей с ОВЗ в комфортном психологическом климате Коррекционная направленность воспитательно- образовательного процесса Индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ на основе интеграции деятельности всех специалистов ДОУ

Методические рекомендации к организации и содержанию коррекционно-развивающего процесса с детьми с ОВЗ Нейропсихологическая коррекция Психолого-педагогическая коррекция

Нейропсихологическая коррекция 1-ый блок мозга – «уровень стабилизации и активизации энергетического потенциала организма». 2-ой блок мозга – «уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром». 3-й блок мозга – «уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов». Нейропсихологическая коррекция предполагает трёхуровневое воздействие на ребёнка в соответствии с тремя блоками мозга:

Психолого-педагогическая коррекция Психолого-педагогическая коррекция решает следующие задачи: Развитие эмоционально-волевой сферы, социально-личностное развитие детей с ОВЗ Расширение кругозора у детей с ОВЗ Формирование элементарных математических представлений у детей с ОВЗ Развитие речи и формирование коммуникативных способностей; обучение грамоте детей с ОВЗ Физическое развитие детей с ОВЗ Развитие продуктивных видов деятельности у детей с ОВЗ

Консультативно-просветительское сопровождение семьи 1 этап Знакомство Анкетирование родителей с целью изучения микросоциальных условий воспитания и развития ребенка в семье Заполнение карты истории развития ребенка Знакомство с результатами первичной диагностики (сентябрь-октябрь) Знакомство с индивидуальными картами развития Знакомство с результатами динамического обследования (январь-февраль) 2 этап Сотрудничество Разработка конкретных рекомендаций для родителей по развитию психических процессов в соответствии с индивидуальными особенностями их ребенка Проведение консультаций, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач Проведение открытых просмотров индивидуальных и подгрупповых занятий 3 этап Подведение итогов Знакомство с результатами итогового обследования Проведение итоговых занятий Анализ результатов совместного сотрудничества учителя-дефектолога и родителей Рекомендации на лето

ЛИТЕРАТУРА Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная педагогичекая академия, 1994г. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход, М.: Питер, – 320.Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. /Под ред. Л.С. Цветковой/Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. М.: АСТАстрель Транзиткнига, Закревская О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М. : Издательство ГНОМ и Д, Гущин Ю.В. Нейропсихологическое изучение аномального развития: обзор исследований // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Москва, 2002 г. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - ТЦ Сфера, 2005г. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. Москва, 2000 г.