Подготовила Бондарева Н.В.
Дифференциация – это учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. Инге Унт
Существует два вида дифференциации: - внешняя - внутренняя В основе внешней дифференциации лежит деление на гомогенные классы.
Основанием для внутренней дифференциации может стать: - степень обучаемости (общие и специальные умственные способности) -степень умственной выносливости - степень самостоятельности -степень познавательной активности - степень восприятия информации
Наиболее часто используется дифференциация по уровню обучаемости, сформулированная И. М. Чередовым. Характеристика уровней - Высокий - учащиеся свободно усваивают материал, выделяют существенное, в частном видят общее. - Средний – ученики усваивают материал после тренировочной работы, выделяют существенное не сразу, а после выполнения упражнений. - Низкий - учащиеся усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полнлм объеме, затрудняются в выделении существенного, выполняют задания репродуктивного характера.
Одним из оснований для внутренней дифференциации может быть способ восприятия информации. За основу берут ведущую модальность детей: аудиальную, визуальную, кинестетическую. У мальчиков наблюдается более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также более четкое чувство пространства. Визуалам нужны графики, таблицы, схемы. Аудиалам новый материал желательно рассказывать, выделяя важные моменты. Все действия дети должны проговаривать. У кинестетиков главный инструмент познания – тело, а главный способ восприятия – движение, действие. Если информация справочная, то для запоминания кинестетику надо ее записать собственноручно.
плюсы и минусы дифференциации - повышается уровень "Я - концепции": сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности; - повышается уровень мотивации ученья в сильных группах; - в группе где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться. - деление детей по уровню развития негуманно; - высвечивается неравенство детей; - перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства; - несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в ряд слабых переводятся неординарные дети; - понижается уровень "Я - концепции": в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
Во 2 а классе осуществляется дифференциация согласно работам И. М. Чередова. Ученики разделены на группы согласно уровню обучаемости и получат задания, соответственно своему уровню. Ученики низкого уровня обучаемости также получают дополнительные задания репродуктивного характера, ученики среднего уровня дополнительно работают с тренировочными упражнениями для закрепления материала.
Дифференцированный подход необходим, так как его использование приводит к улучшению процесса обучения. В условиях современного образования из-за большого объема учебного материала, необходимости быстрого его усвоения, учитель не имеет возможности реализовать индивидуальный подход к учащимся. Альтернативой может стать дифференцированное обучение на основе учета индивидуальных особенностей группы детей.