Обучение лексике
Что означает владеть лексикой? Особенности функционирования любой языковой единицы проявляются в 2х планах: семасиологический аспект – как она используется в речи, какие смыслы выражает ономасиологический аспект – какими средствами предаются смыслы
Характеристики лексики с т. зр. ее преподавания содержательная сторона (значение) форма – произношение, словоупотребление, словоизменение употребление в речи ассоциации, коннотации соотношение с родным языком
В зависимости от характера речевой деятельности в методике различают: Активную лексику Пассивную лексику
Пассивный словарный запас - слова, которые служат для восприятия информации в устной или письменной форме. Пассивная лексика = рецептивная (рецептивные виды речевой деятельности: чтение, аудирование)
Упражнения, направленые на формирование рец. умений: установите значение по контексту установите значение и управление глаголов определите значения следующих слов и словосочетаний
Активный словарный запас - слова, которыми пользуются для выражения мыслей в устной или письменной речи, владея ими продуктивно. Активная лексика = продуктивная (продуктивные виды речевой деятельности: говорение, письмо)
Активное владение словом предполагает уяснение тематико-понятийных полей или классов, всего семантического комплекса, который связывается с данным словом; парадигматических, синтагматических и деривационных отношений слов; актуализация в долговременной памяти слов и их сочетаний; умения использовать слово в речи в соответствии с правилами сочетаемости и условиями ситуации.
Условия активного усвоения лексики очень ограниченный набор лексики, многократное предъявление и тренировка, достижение автоматизма при употреблении, умение употреблять в новых сочетаниях.
Упражнения заполните пропуски заполните пропуски, выбрав из данных ответьте на вопросы, употребляя данные слова подберите подходящие к данным слова составьте словосочетание составьте из слов предложение замените синонимами/антонимами законичте предложение.
Семантизация лексики Семантизация лексики раскрытие значения лексических единиц, важнейшее учебное действие на этапе введения лексики.
Семантизация лексики Основные типы (классификация) переводная и беспереводная
Беспереводная семантизация Наглядная – демонстрация предмета или его изображения, движения и др.
Переводная семантизация Перевод Синонимы, антонимы Толкование Перечисление Контекст словообразование
Выбор способа семантизации на основе лингвистической типологии с учетом методических требований (уровень подготовки, этап обучения) в зависимости от характера взаимоотношений слов родного и изучаемого языка в соответствием с уровнем владения языком рецептивная или продуктивная лексика в зависимости от метода обучения
Проблемы при семантизации Близкие по значению или звучанию слова (называть – называться; состоять – состояться) Безэквивалентная лексика Маленькие слова – кстати, вещь, вообще, куча
Ментальный лексикон - репрезентация слов в долговременной памяти человека.
Организация лексикона - -сетевая - слова репрезентированы в лексиконе через сеть отношений, но эта организация не является строго иерархичной; -иерархическая - сеть носит характер иерархии, некоторые элементы сети находятся выше или ниже других элементов сети.
Иерархическая организация лексикона
Сетевая организация лексикона
Проблемы при семантизации Близкие по значению или звучанию слова (называть – называться; состоять – состояться) Безэквивалентная лексика Маленькие слова – кстати, вещь, вообще, куча
Лексический минимум определяет в полном объеме ту лексику, которая подлежит активному усвоению учащимися.
Критерии отбора лексического минимума Частотность Тематика Сопоставление с родным языком Сочетаемость Словообразование
Объем словаря Количество словПроцент знакомой лексики % % % %