Your Subtitle Goes Here Говорим eLearning подразумеваем Knowledge Management
Корпоративное обучение Цель: обеспечение сотрудников компании компетенциями и квалификациями, требуемыми для осуществления функциональных обязанностей. Условия: Наличие явного или неявного представления о требуемых квалификациях и компетенциях. Требования к квалификациям и компетенциям должны быть стабильными Существует постоянный дефицит квалификаций и компетенций Заказчики обучения Руководители сотрудников Для линейных руководителей – высшее руководство Для рядовых сотрудников – линейные руководители Руководители отделов к сотрудникам других отделов Сами сотрудники для себя
Корпоративное обучение Исполнители Администрирование: Корпоративный учебный центр, корпоративный университет, специалисты по обучению, HR-менеджеры. Преподаватели: Линейные руководители; Внутренние тренера, коучи, преподаватели, эксперты, консультанты; Внешние тренера, коучи, преподаватели, эксперты, консультанты.
Корпоративное обучение Какие процессы обслуживает? Существует 3 основных направления обучения: Адаптация: Освоение корпоративных стандартов и регламентов Повышение квалификации: обучение по программам предусмотренным для перехода сотрудников с грейда на грейд, повышения квалификационной категории и т.д. Развитие навыков (развитие компетенций). Осуществляется как правило для развития конкретных навыков: продаж, переговоров, управления временем и т.д.
Корпоративное обучение Формы обучения: Наставничество, менторство; Коучинг; Очное обучение (повышение квалификаций): семинары, лекции; Очное обучение (развитие компетенций): тренинги, деловые игры и т.п; Самостоятельное обучение: чтение регламентов, стандартов, изучению бизнес-процессов, полиси и т.д. компании; Дистанционное обучение (развитие квалификаций): eLearning; Дистанционное обучение (развитие компетенций): eLearning – как правило изучение ПО.
Корпоративное обучение Формы контроля знаний: Оценка квалификаций: аттестация (собеседования, тестирования, практические задания). Оценка компетенций: асессмент (внешнее наблюдение за сотрудниками, решающими контрольную практическую задачу); оценка 360 градусов; экспертная оценка (в том числе оценка руководителем); самооценка.
Управление знаниями Цель: Улучшение, оптимизация, совершенствование бизнес-процессов, технологий, производственных процессов, алгоритмов работы, методик, методологий и т.д. за счет обмена, выявления, создания, трансформации знаний компании (капитализация знаний). Коммерциализация знаний: превращение существующих знаний (технологий, бизнес- процессов, методик и т.д.) в коммерческий продукт – консультационную услугу, новую технологию, бизнес-процесс и т.д.
Управление знаниями Условия: Наличие в компании управленческого учета – учета результативности, эффективности бизнес-процессов, финансовой эффективности; Наличие культуры использования корпоративных стандартов, регламентов, правил, бизнес-процессов; Ориентация на повышение эффективности (как правило, связано с высокой конкуренцией на рынке); Ориентация на инновации, которая зависит от конкурентных стратегий – либо на создание и выпуск новых продуктов на рынок, либо на внедрение новых процессов и технологий, обеспечивающих снижение цены в типичном продукте; Постоянно меняющиеся условия ведения бизнеса – внешние (изменение содержания и формы услуг подрядчиков, конкурентов и клиентов, изменение глобальных и локальных условий ведения бизнеса) и внутренние (текучка персонала – рост конкуренции на рынке труда, постоянное изменение технологий и продуктовой линейки)
Управление знаниями Заказчики КМ-проектов Высшее руководство – собственники, топ-менеджмент компании. Линейные руководители. Исполнители: Администрирование: Центр управления знаниями Реализция: Назначенные руководители КМ-проектов: линейные менеджеры, привлеченные специалисты (в т.ч. консультанты), специалисты корпоративных учебных центров. Какие процессы обслуживает: Постоянное улучшение KPI подразделений, отдельных сотрудников за счет: Создания новых технологий, методик, методологий, подходов, регламентов, бизнес-процессов и т.д.
Управление знаниями Формы управления знаниями: Выявление; Создание; Структуризация; Формализация; Распространение ценных знаний.
Управление знаниями Выявление (аудит знаний): Сравнение KPI подразделений и сотрудников, определение лучших (подразделений и сотрудников) и способов получения наилучшего результата; Взаимная оценка сотрудников и подразделений; Сравнение с конкурентами (бэнчмаркинг) – конкурентная разведка; Сравнение с планируемым уровнем эффективности бизнес- процессов (как правило в рамках BSC). Определение потребностей в обучении – картография знаний. Оценка компетенций сотрудников (360 градусов)
Управление знаниями Создание: Сообщество практики; Мозговые штурмы; Рабочие команды; Междисциплинарные команды; Оргдеятельностные игры; Кружки качества; Обучение действием; Другое
Управление знаниями Формализация: Знания формализуются, как правило, в следующем виде: СТП – стандарты предприятия; ОТУ – отраслевые технические условия; Корпоративные регламенты и бизнес-процессы; Постпроектные отчеты, описание выполненного проекта; After action review; Корпоративные Wiki; Корпоративные словари; Скиллопедии.
Управление знаниями Структуризация: Корпоративные таксономии – классификация документов в корпоративных библиотеках специалистами по управлению знаниями; Корпоративные фолксономии – документы в корпоративных базах знаний структурируются самими сотрудниками посредством присвоения размещаемым ими документам тегов (меток).
Управление знаниями Распространение: Директивное: Корпоративное обучение; Задания по улучшению показателей; Обмен опытом между командами и подразделениями; Наставничество; Менторство; Сторрителлинг; Карьерные планы, планы личного развития. Недирективное: Корпоративные социальные сети; Блоги, форумы; Корпоративные праздники, выезды на природу и т.д. Легендирование экспертов; Другое.
Управление знаниями Контроль эффективности: По достижению целевых KPI. По конкретным количественным показателям каждого проекта. И т.д.
Стандартные функции eLearning Разработка содержания курсов; Разработка (педдизайн) курсов; Разработка учебных программ (наборов курсов); Разработка контрольных заданий по курсам; Назначение курсов; Назначение тестов; Формирование отчетов; Постобучающая обратная связь; Форумы, блоги Библиотека Словарь.
Мирошниченко Андрей Специалист по управлению знаниями и компетенциями, кандидат философских наук, cертифицированный коуч ICU, Тел.: