В педагогике и педагогической психологии были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного обучения( Т.И.Кулыпина,Е.В.Бондаревская,В.П.Серикрв, И.С. Якиманская). По мнению И.С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно- ориентированная педагогика.
Разноуровневый подход-ориентация на разный уровень сложности программного материала доступного ученику. Дифференцированный подход-выделение группы детей на основе внещней дифференциации:по знаниям, способности и типу образовательного учреждения. Субъективно-личностный подход-отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ученика и структура его убеждений, на основе которых формируется его внутренняя модель мира.
Модель лич-ориен обучения отличается от других моделей и педагогических систем. 1.Она предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения. Не ученик подстраивается под сложившийся стиль учителя, а учитель, обладая разнообразными технологиями. Согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ученика.
2.Изменяется позиция ученика- от прилежного исполнения к активному творчеству. 3. От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, опираясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.