Блочно - модульная технология.
Основная идея Учащийся должен учиться сам. Учитель осуществлять управление его учением: мотивирует, организовывает, координирует, консультирует, контролирует его деятельность.
Модульное обучения позволяет: - Достичь полного усвоения базисного компонента содержания образования каждым учеником и повышенного уровня в соответствии с интересами и склонностями ученика. - Сформировать у всех учащихся устойчивые познавательные интересы и способы их удовлетворения своими силами. - Развивать интеллект, память и речь учащихся. - Научить коммуникативным умениям. - Сформировать умения осуществлять самопознание на основе рефлексии.
Теоретические основы модульного обучения. 1.Модульное обучение базируется на деятельностном подходе. Разрабатывая задания для учащихся, необходимо ориентировать их на цель, организовать действия по ее принятию, включить в задания самоконтроль и самооценку. Все это обеспечит организацию учения как самоуправляемой деятельности. 2. Модульное обучение опирается на теорию развивающего обучения. Реализация этой теории осуществляется путем: дифференциации содержания и дозы помощи ученику; организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, в парах смешанного состава.
Теоретические основы модульного обучения. 3. Модульное обучение использует программированное обучение: четкие действия каждого ученика в определенной логике; активность и самостоятельность действий; индивидуализированный темп; постоянное подкрепление путем сличения хода и результата деятельности; самоконтроля и взаимоконтроля. 4. Теория проблемного обучение организация обучения, включающего в себя поиск проблем и выработку их решения, что обеспечивает развитие личности школьника. 5. По теории оптимизации требуется организовывать обучение с наименьшей затратой сил, времени и средств. 6. Рефлексивный подход.
Отличительные черты модульного обучения: Содержание обучения представлено в законченных самостоятельных комплексах. Дидактическая цель формулируется для учащегося и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Ученик в письменной форме получает от учителя советы: а) где найти учебный материал; б) как овладеть им (выучить, составить конспект, схему и т. д.) в) как проверить правильность выполнения.
Отличительные черты модульного обучения: Модульное обучение предполагает изменение форм общения учителя с учащимися. Он общается с ними как посредствам модулей, так и непосредственно с каждым индивидуально. Отношения становятся более паритетными. Каждый работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учащимися путем консультирования каждого из них, дозированной персональной помощью.
Преимущества модульного обучения В традиционном образовательном процессе заложены неразрешимые противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальным способом присвоения знаний, а также между преобладающими в школе объяснительно-иллюстративными способами преподавания и необходимостью обеспечения деятельностного характера учения. Решить эти противоречия позволяет модульное обучение.
ожидаемый результат способность и умение учащихся работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их.
узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.
Модуль 1 Целевой план действийБанк информации Методическое руководство по достижению дидактических целей
ЧДЦ Ц Модульная программа Комплексная дидактическая цель КЦД Частная дидактическая цель Интегрирующие дидактические цели (ИЦД) ИДЦ Интегрирующие дидактические цели (ИЦД) ЧД Ц УЭ Учебный элемент УЭ
Принципы построения модулей: Принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей. Принцип полноты учебного материала в модуле. Принцип относительной самостоятельности учебных элементов. Принцип реализации обратной связи (контроль: входной, текущий, выходной). Учебное содержание и методический материал должны быть изложены доступно, конкретно, выразительно и обращены лично к ученику.
При изучении материала крупными блоками необходимы условия: 1. Четкая организация всего учебного процесса; 2. Постановка целей и задач обучения для всего блока; 3. Сочетание словесных, наглядных методов; 4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности; 5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль; 6. Вера учителя в способности ученика.
В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей: 1 модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий; 2 модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют. На этом этапе провожу уроки-практикумы, конференции, игры, презентации; 3 модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение темы. 4 модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме.
Методическое пособие для учащихся – это технологическая карта урока. - целевой план действий для учащихся (планирование результатов деятельности для учащихся на уроке); - содержание изучаемого материала в постановке конкретных вопросов, соответствующих программе курса; - руководство по усвоению материала (виды деятельности учащихся, которые представляют формы работы, способы добывания знаний, в результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы); - указатель количества баллов, который помогает произвести самооценку знаний, умений и навыков, полученных на уроке; - блоки, в которых учебные элементы показывают последовательность выполнения заданий. Они связаны между собой логическим построением, требуют практической тренировки в формировании знаний, умений и навыков; - самоконтроль за ходом обучения на уроке выражается в подсчете заработанных баллов и самооценке, согласно рекомендуемым нормам. Количество баллов варьируется в зависимости от сложности и объема материала и на каждом уроке может быть разным; - рефлексия дает возможность учащимся оценить предлагаемые способы обучения, степень сложности; выразить удовлетворенность или неудовлетворенность самим собой.
Общий план проведения блочно - модульного урока УЭ, времяУчебный материал с указанием задания Руководство по усвоению знаний УЭ- 0 УЭ -1 УЭ – 7 РЕФЛЕКСИЯ; ИНФОРМАЦИЯ (разноуровневая) о домашнем задании
Общий план проведения блочно - модульного урока В УЭ-0 ставится интегрирующая цель. Цель содержит в себе не только указание на объем изучаемого материала, но и на уровень его усвоения. Цель имеет два уровня: 1) усвоение материала; 2) ориентация его использования на практике. Здесь же в УЭ-0 проводится мотивационная беседа. Цель мотивационной беседы в том, чтобы направить учащихся на рабочий лад, заинтересовать или создать какую-либо проблемную ситуацию. Перед изучением модуля проводится входной контроль (УЭ-1) знаний, умений и навыков учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности учащихся (Н-р, задания части А, В1, В2) Далее идет основной этап урока – изучение темы модуля (с УЭ-2 по УЭ-5) Закрепление знаний (УЭ-6). После завершения работы с модулем проводится выходной контроль, который должен показать уровень усвоения темы модуля (н-р, задания части А (тест), В, С. Особое внимание заданию С8) 8) Последний этап – подведение итогов (УЭ-7) и рефлексия. Здесь же дается разноуровневая информация о домашнем задании.
Оценочный лист Фамил ия, имя УЭ-1УЭ-2УЭ-3УЭ-4УЭ-5УЭ-6УЭ-7 итог оцен ка
Контроль учителя Работая на уроках по блочно-модульной технологии, большое значение уделяю контролю результатов обучения. Контроль осуществляется постоянно: системный анализ урока; тематический (контроль знаний ЗУН учащихся по блокам); итоговый контроль (по результатам четвертей). Для этого использую разные формы: тестирование, индивидуальное собеседование, зачет, творческие работы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!