РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированный подход к обучению – суть дифференциация обучения в разных ее проявлениях. В педагогике различают понятия внутренней и внешней дифференциации.
Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе. При внешней дифференциации учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы.
учащиеся объединяются по некоторым индивидуальным признакам (частным способностям) в учебные группы. В этом случае речь идет о разноуровневом обучении. Внешняя дифференциация личностно-ориентированное обучение достигается за счет педагогических технологий, например обучение в сотрудничестве и метода проектов. Внутренняя дифференциация
Углубленный уровень Несколько продвинутый уровень Базовый уровень
На протяжении всего обучения действует система зачетов и тестирования, и в любой момент, если ученик улучшит свои результаты и изъявит желание перейти в другую группу более высокого уровня, ему будет предоставлена такая возможность
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ
Вот философия вопроса для ученика. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да еще в сравнении с сильными учениками, практически ни у кого нет стимула прилагать УСИЛИЯ для достижения лучшего результата. Только, когда я знаю, что меня оценивают с учетом моих способностей, затраченных мной усилий, я могу понять, ЗАЧЕМ мне стараться. Такой подход, кроме всего прочего, учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько ЗНАНИЯ. если я могу, не прилагая особых усилий, получить свою отличную отметку по требованиям базового уровня, зачем мне стараться? если меня сравнивают все время с сильными учениками, я никогда не получу хорошую отметку, зачем тогда стараться?
Группа «А» - это базовый уровень, определенный образовательным стандартом. Если учащийся претендует на более высокий уровень знаний, то целесообразно его оценивать исходя из более высоких требований к знаниям, умениям, навыкам. Чтобы добиться более высоких результатов, ему потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с ЕГО способностями. Будет вполне справедливым в соответствии с выбранной концепцией обучения оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия учеников
Условия организации разноуровневого обучения 1.Уточнить содержание обучения для групп «В» и «С», сформулировать четкие требования к знаниям, умениям и навыкам по каждому разделу и теме программы. 2. Разработать критерии оценки эффективности достигаемых результатов на всех промежуточных и итоговых этапах, систему тестов. 3. Предоставить учащимся возможность выбрать уровень обучения 4. Проверить, насколько самооценка ребят соответствует их истинным возможностям, для этого проводится предварительное тестирование по базовому уровню в соответствии со стандартом образования. На основании данного тестирования, а также анкетирования, бесед с классным руководителем, родителями и, конечно, с самими учащимися формируются группы «А», «В», «С».
Достоинства данного метода обучения Разноуровневое обучение дает возможность Сам ученик получает возможность более свободно планировать свою деятельность... обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся к отдельным предметам При таком обучении учащиеся обретают большую свободу действий. Они сознательно делают акцент на определенных предметах и уделяют им особое внимание за счет того, что по предметам, которые им хуже даются, они согласны на базовый уровень В группах, подобранных таким образом, создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учетом уже индивидуальных способностей учащихся Система зачетов в дополнение к системе оценки знаний позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого учащегося Учащиеся слабой группы не испытывают перегрузки, а учащиеся сильной группы могут более полно себя реализовать
Проблемы организации разноуровневого обучения 1.Проблемы организации дня. Необходимо четко продумать нагрузку учителей, дневную нагрузку учащихся. 2. Проблемы определения уровней. Необходимо разработать тесты в соответствии с требованиями каждого уровня, что также нужно четко сформулировать 3. Проблемы координации прохождения учебной программы. Разноуровневое обучение не предполагает изучения содержательно разного материала. 4. Проблемы подбора кадров. Основная проблема в отказе от авторитарного метода преподавания. Не все учителя морально к этому готовы