Что такое проблемное обучение? Мастер-класс Выполнил: Пахмурный Евгений Александрович, учитель биологии и химии, МКОУ «Пановская средняя общеобразовательная школа» Омск – 2012.
Цель: освоить технологию проблемного обучения.
Задачи: Рассмотреть определение «проблемное обучение»; Изучить основные компоненты проблемного обучения; Выявить типы проблемных ситуаций; Раскрыть структуру урока, построенного на основе технологии проблемного обучения; Применить полученные знания в ходе мастер-класса.
Проблемное обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей.
Проблемный вопрос – это вопрос, на который у ученика нет заранее готового ответа, этот ответ ученик ищет самостоятельно. В отличие от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний. Например, вопрос «Какая цифра идет в арифметической прогрессии после 5?» имеет воспроизводящий характер, а вопрос «Почему цифра 5 пишется именно таким образом?» носит проблемный характер.
Проблемная задача – это форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. Поиск этих данных предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов и их причинно-следственных связей. Решение такой задачи может быть в форме словесного рассуждения, математических расчетов, поисковой лабораторной работы.
Проблемное задание дает указания, которые предлагаются учащимся для их самостоятельной поисково-познавательной деятельности. Они направлены на получение необходимого результата. Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента, моделирования и других формах.
Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается учителем с помощью определенных приемов, методов и средств.
Структура урока в этом подходе отличается от традиционного урока и включает три этапа: 1. Актуализация опорных знаний и способов действия. 2. Усвоение новых понятий и способов деятельности. 3. Применение их и формирование умений и навыков.
Четыре уровня проблемности по Лернеру: Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении учениками. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение. Учитель направляет ученика на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). Здесь наблюдается отрыв от образца, открывается простор для размышлений. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает. Учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть ее самостоятельно, а, увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
Тема: «Значение дыхания». Как многим организмам на Земле, человеку необходим кислород. Без кислорода он гибнет через несколько минут.
Вопрос: Почему человек может без воды и пищи жить много времени, а без воздуха всего несколько минут?
Подсказка 1: Для осуществления процессов жизнедеятельности человека необходима энергия. Подсказка 2: Энергия освобождается при распаде и окислении органических веществ в клетках.
Ответ: Для жизнедеятельности клеток и тканей необходим кислород. Благодаря биологическому окислению органических веществ в клетках освобождается энергия, идущая на осуществление процессов жизнедеятельности: сокращение мышц, выделение пота, передача нервных импульсов и т.п.
Тема: «Дыхательные движения». Воздух в лёгких постоянно обновляется, благодаря чему в них поддерживается постоянство газового состава. Это происходит благодаря дыхательным движениям – вдоху и выдоху. Объём лёгких то увеличивается, то уменьшается. В легких нет мышечной ткани.
Вопрос: Каким же образом осуществляются дыхательные движения?
Ответ: Дыхательные движения осуществляются с помощью межреберных мышц и диафрагмы.