Образ Платона Каратаева как олицетворение русского народа в романе – эпопее Льва Николаевича Толстого « Война и мир » Пожидаев.Н.В., Сафронов.А.Р. Воробьёв.С.А. Специальность: Профессиональное обучение по отрослям Руководитель - Онучина.С. В., преподаватель литературы Мишкино 2012 Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж»
В романе – эпопее Л. Н. Толстого « Война и мир » перед нами предстает « убогая и обильная, забитая и всесильная » крестьянская Русь. Вместе с тем необходимо обратить внимание на авторскую оценку образа Платона Каратаева, указать на то, что автор явно любуется своим героем, его крепостью и безропотностью
«Он все умел делать не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни»
Платон Каратаев появляется в романе - эпопее не сам по себе, а именно как контраст после сцены расстрела, которая окончательно лишила Пьера Безухова моральной точки опоры, и Каратаев оказался необходим в качестве антитезы, дающей ориентир, противоположный миру порока и злодеяния и ведущий героя в крестьянскую среду в поисках моральной нормы
Автор подчеркивает во всем его внешнем облике «олицетворение всего русского, доброго и круглого» - как некоторого символа гармонически цельного человека.
Внимание автора особенно привлечено к внутреннему, душевному состоянию Платона Каратаева, как бы независимому от внешних условий жизни ; « он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком - не с известным каким - нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами »...
Введение Платона Каратаева в действие романа - эпопеи связано с тем, что Льву Николаевичу Толстому важно было показать духовное возрождение Пьера Безухова под влиянием нравственных душевных качеств человека из народа
Возлагая на Платона Каратаева особую нравственную задачу - внесения в мир человеческих страданий ясности и душевного успокоения, Лев Николаевич Толстой создает идеализированный образ, построив его на олицетворении добра, кротости и самоотречения, любви к людям, к жизни, душевной мягкости, отзывчивости к человеческим страданиям, стремление помочь любому человеку в отчаянии, горе - являются ценными свойствами во взаимоотношениях людей
Образ Платона Каратаева является одним из ярких примеров изображения характера русского крестьянина – его пассивности, долготерпения, религиозности, покорности
Образ Платона Каратаева выполняет совершенно ясную задачу - противопоставить искусственности и условностям аристократии простоту, правду крестьянской жизни ; индивидуализму Пьера Безухова – воззрения крестьянского мира ; индивидуализму Пьера Безухова – воззрения крестьянского мира ; злодеяниям захватнической войны с надругательствами над человеческой личностью - идеальные формы альтруизма ; злодеяниям захватнической войны с надругательствами над человеческой личностью - идеальные формы альтруизма ; общей идейной и нравственной растерянности - спокойствие, твердость и ясность жизненного пути русского мужика
Многие черты характера Платона Каратаева - любовь к людям, к жизни, душевная мягкость, отзывчивость к человеческим страданиям, стремление помочь человеку в отчаянии, горе – являются ценными свойствами во взаимоотношениях людей, в том числе и в наше время