Организация работы с родителями. Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей.
основные направления деятельности педагогов и родителей - познавательная сфера жизни (работа с учителями- предметниками); - познавательная сфера жизни (работа с учителями- предметниками); - поддержка физического здоровья учащихся; - поддержка физического здоровья учащихся; - дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей; - дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей; - поддержка одаренных детей; - поддержка одаренных детей;
Работа школы и семьи включают следующие разделы: Работа с родителями учащихся начальной школы (1 – 4 классы). Работа с родителями учащихся начальной школы (1 – 4 классы). Работа с родителями учащихся 5 классов (адаптация перехода в основную школу). Работа с родителями учащихся 5 классов (адаптация перехода в основную школу). Работа с родителями учащихся основной школы (6 – 9 классы). Работа с родителями учащихся основной школы (6 – 9 классы). работа родителями учащихся старших и выпускных классов (10 – 11 классы). работа родителями учащихся старших и выпускных классов (10 – 11 классы).
К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся: воспитательно- развивающая воспитательно- развивающая - формирующая - формирующая - охранно- оздоровительная - охранно- оздоровительная - контролирующая - контролирующая - бытовая. - бытовая.
Этапы работы с родителями 1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса. 1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.
2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана: трудности в адаптации; трудности в адаптации; агрессивность; агрессивность; страхи; страхи; проблемы общения со сверстниками; проблемы общения со сверстниками; неусвоение программы и другие. неусвоение программы и другие.
3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год. 3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год. Вся работа с семьей подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую. Вся работа с семьей подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную, разовую.
ЕЖЕДНЕВНО Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями. Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребенка в школе и поддержания контакта в семье.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНО Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребенка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала. Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребенка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.
Ежемесячные формы общения с родителями : - праздники; - праздники; - родительские собрания; - родительские собрания; - спортивные мероприятия; - спортивные мероприятия; - походы. - походы.
Прежде чем решить проблему ребенка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители, порой не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей и подростков, или не серьезно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения. Прежде чем решить проблему ребенка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители, порой не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей и подростков, или не серьезно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.
Сегодня выделяют примерно три группы родителей: Первая группа: родители-помощники в воспитательной работе с детьми. Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь. Первая группа: родители-помощники в воспитательной работе с детьми. Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.
Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать. Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.
Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто. Чаще – скрыто. Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто. Чаще – скрыто.
Методы изучения семьи: - диагностический; - диагностический; - консультация, тренинг; - консультация, тренинг; - наблюдения; - наблюдения; - беседа; - беседа; - тестирование и анкетирование; - тестирование и анкетирование; - сочинение как метод изучения семьи; - сочинение как метод изучения семьи; - метод обобщения независимых характеристик; - метод обобщения независимых характеристик; - педагогическая гостиная. - педагогическая гостиная.
Формы взаимодействия педагогов и родителей. Выделяются индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные. Выделяются индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.