Развитие орфографической зоркости у младших школьников посредством игровых упражнений Метальникова Нина Ивановна, учитель начальных классов
Актуальная проблема школы - профилактика орфографической зоркости учащихся Перед учителем встают вопросы: Как помочь ребёнку писать грамотно? Как развить орфографическую зоркость? И как добиться грамотного письма у детей? 2
Причины орфографической безграмотности Причины орфографической безграмотности могут служить не только психофизиологические проблемы, которые обусловлены стойкими нарушениями высших психических функций, но и таких как: Отсутствие положительной мотивации Несформированность звуко - буквенного анализа и синтеза Бедность и неточность словаря Слабая коммуникативная активность у детей 3
Приемы по развитию орфографической зоркости Направлены на формирование орфографически грамотного письма. Помогают не только усвоить изученные орфограммы, но и развивают память, мышление, внимание, речь. Являются игровым и занимательным материалом, что повышает мотивационную активность детей и формирует навыки орфографически грамотного письма 4
Цель: разработать и реализовать игровые упражнения для формирования орфографической зоркости младших школьников. Задачи: проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую и научно- методическую литературу по данной проблеме; обобщить имеющийся педагогический опыт по данной проблеме; подтвердить результаты своей работы. 5
Каждой вещи - свое место Определи позицию буквы в слове Снег, голос, сугроб, гитара, глобус, книга, гармонь, друг, тигр, подвиг, галстук, круг, снегирь и т.д. 6
Игровые упражнения, развивающие фонематический слух Упражнение 1. «Внимательные покупатели» Упражнение 2. Лото «Читаем сами» Упражнение 3. «Звери заблудились». Упражнение 4. « Заселяем домики». Упражнение 5. «Математическая грамматика». 7
Превращение слов Замени одну букву в слове, чтобы получилось новое слово грачи (врачи),удочка (уточка) дверь ( зверь)лето (лото) Сеня (Соня, Тоня, Толя, Коля…) 8
Наборщик Из букв слова составь новые слова Здоровье (взор, воз, зов, вор, ор, здоров…) Наборщик ( бор, щи, кино, рок, борщ, роща..) 9
Найди слово в слове Хотелось (тело, лось, ось, хотел) Бросилась (сила, рос, ил, оси, бросил) Пообедал (обед, беда, еда, дал) 10
Слоговое лото Составь слова из слогов 11
Анаграммы Из данного слова собери новое слово Волос (слово)камыш (мышка) Коршун (шнурок)выбор (обрыв) 12
Упражнение на развитие орфографической зоркости и мышления Найди лишнее слово Рис, рисунок, рисовать, рисую Гусь, гусята, гусеница, гусыня 13
В. Даль «Девочка Снегурочка» 14
Упражнения на развитие орфографической зоркости рбалс ьпвмд еяной циткг 15
Упражнения на развитие орфографической памяти 16
Упражнения на развитие орфографической памяти 17
Упражнения на развитие орфографической памяти 18
Упражнения на развитие орфографической памяти 19
Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа 20
Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа 21
22
Упражнения на развитие связной речи и обогащение словаря 23
Упражнения на развитие связной речи и обогащение словаря 24
25
Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза 26
27
28 Результаты вводного контрольного среза Успеваемость – 95% Качество – 63% Средний балл – 3,7 Результаты итогового контрольного среза Успеваемость – 100% Качество – 67 % Средний балл – 3, 9
Спасибо за внимание 29