Реализация модели общественно-активной школы учителями и учениками начальных классов (из опыта работы) Родина Ирина Олеговна, учитель начальных классов, МОУСОШ 2 гор. Гвардейска Калининградской области г.
В середине 90-х гг. педагогическая общественность России познакомилась с феноменом общественно- активной школы, имеющей широкое международное распространение и вариативно реализуемой более чем в 80 странах мира. В России оно зародилось в 1996 году в регионах Сибири. В настоящее время организованы центры в Самаре, Воронеже, Красноярске, которые являются членами Ассоциаций общественно- активных школ. В 2009 году к этому движению присоединились школы Калининградской области.
В нашей стране, как и во всем мире, идет интенсивный поиск школьных моделей, которые позволяют успешно решать проблемы современного образования, эффективно отвечать на вызовы времени.
Общественно-активная школа Общественно-активная школа – это школа, которая ставит своей целью не просто предоставление образовательных услуг ученикам, но и развитие сообщества, привлечение родителей и жителей к решению социальных и других проблем, стоящих как перед школой, так и перед сообществом.
Оптимальная модель общественно-активной школы включает в себя три базовых компонента: демократизацию школы, партнерство школы и сообщества добровольчество.
Сотрудничество с местным сообществом через деятельность: · Реализация социально значимых проектов · Дополнительное образование детей и взрослых · Совместные акции, конференции, дебаты, диспуты · Совместные акции по благоустройству микрорайона · Милосердие во имя развития · Переход на новую систему качества школьного образования, появление новой системы ценностных ориентиров · Появление нового экономического механизма в школе (попечительские советы) · Другая иерархия образовательных ценностей и смыслов в школе · Другие цели образования, связанные с деятельностным подходом · Простраивание партнёрских отношений с сообществом · Появление новой педагогической парадигмы – традиционализм сменяется компетентностным подходом.
Уровни воспитательных результатов Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Уровни воспитательных результатов Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Уровни воспитательных результатов Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия
Уровни воспитательных результатов 3-й уровень результатов 1-й уровень результатов 2-й уровень результатов
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 1. ИгроваяИгра с ролевой акцентуацией Игра с деловой акцентуацией Социально моделирующая игра
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 2. ПознавательнаяПознавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей- клуб
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 3. Проблемно- ценностное общение Этическая беседа Дебаты, тематический диспут Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 4. Досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение) Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.)
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 5. Художественное творчество Кружки художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции школьников в окружающем школу социуме
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми) КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 7. Трудовая (производственная) деятельность Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого Детско-взрослое образовательное производство
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 8. Спортивно- оздоровительная деятельность Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 9. Туристско- краеведческая деятельность Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок Туристский поход, краеведческий клуб Туристско-краеведческая экспедиция Поисково-краеведческая экспедиция Школьный краеведческий музей
Акция Поможем зимующим птицам Итерактивное занятие в экологическом центре Поможем зимующим птицам
Второй уровень Конкурс рисунков. Поможем зимующим птицам Раздача листовок ученикам других классов.
Изготовление кормушек для зимующих птиц
Третий уровень: Вывешивание кормушек и подкормка зимующих птиц
Совместные акции по благоустройству микрорайона Первый уровень. Экологический урок: Правила поведения в природе Второй уровень. Участие в конкурсе рисунков Мы за чистоту Уровни воспитательных результатов
Второй уровень Участие в конкурсе поделок,выполненных из бросового материала.
Третий уровень Участие в акции Парку – вторую жизнь
Общественно-активные школы это один из инструментов, направленных на воспитание сознательного гражданина. Вовлеченные в деятельность ОАШ люди становятся ответственными за то, что происходит вокруг них.