Урок-путешествие в страну «Местоимение» Местоимение как часть речи
Цели урока: познакомить учащихся с местоимениями как с особой частью речи и особенностями употребления местоимений в речи; познакомить учащихся с местоимениями как с особой частью речи и особенностями употребления местоимений в речи; развивать способность грамотно использовать местоимения в речи учащихся; развивать способность грамотно использовать местоимения в речи учащихся; воспитывать стремление строить свою речь красиво и лаконично, избегая ненужных повторений. воспитывать стремление строить свою речь красиво и лаконично, избегая ненужных повторений. *познакомить учащихся с местоимениями как с особой частью речи и особенностями особой частью речи и особенностями употребления местоимений в речи; употребления местоимений в речи; *развивать способность грамотно использовать местоимения в речи учащихся; местоимения в речи учащихся; *воспитывать стремление строить свою речь красиво и лаконично, избегая ненужных повторений. красиво и лаконично, избегая ненужных повторений. Цели урока
НАШ ДЕВИЗ: «Ничто нам не трудно, Ничто нам не страшно Горячим сердцам молодым!» «Ничто нам не трудно, Ничто нам не страшно Горячим сердцам молодым!» Эпиграф
НОВАЯ ТЕМА МЕСТОИМЕНИЕ - самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, лицо, признак, количество, но не называет их конкретно. Например: Коля – он, дети – они, с папой – с ним и т.п.
Местоимение вопрос значение морфологические признаки синтаксическая роль правопи- сание кто? что? какой? чей? сколько? постоянныенепостоянные все члены предложения ? ? родчислопадеж М.Ж.СР. ед.мн. указывает на предметы признаки количество
Вспомните разряды местоимений! 1.Я, мы, вас, нам… 2.Себя 3.Кто? Что? Какой?.. 4.…,кто… …., какой.. 5.Некто, какой- нибудь 6.Никто, нечего 7.Тот, этот, те, столько 8.Наш, ваш, мой, твой 9.Весь, всякий, иной 1. Личные 2. Возвратное 3. Вопросительные 4. Относительные 5. Неопределенные 6. Отрицательные 7. Указательные 8. Притяжательные 9. Определительные
Лексико-грамматические разряды местоимений Вместо прилагательного: Вместо прилагательного: 1.Указательные: этот, тот, таков, такой, таковой, экий, эдакий, этакий, сей, оный. 2.Притяжательные: мой, твой, свой, наш, ваш. 3.Определительные: каждый, весь, всякий, самый, иной, другой. 4.Вопросительно-относительные: какой, чей, который. 5.Отрицательные: никакой, ничей. 6.Неопределенные: некий, некоторый, кое-какой, кое-чей, чей-нибудь.
Лексико-грамматические разряды местоимений Вместо существительного: Вместо существительного: 1.Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. 2.Возвратные: себя. 3.Вопросительно-относительные: кто,что. 4.Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никого. 5.Неопределенные: некто, нечто, кто-то, кто- либо, кто-нибудь, кое-кто, кто-либо, кто- нибудь. 6.Определительные: сам, каждый, другой.
Лексико-грамматические разряды местоимений Вместо числительного Вместо числительного 1.Указательные: столько. 2.Вопросительно-относительные: какой, который, сколько. 3.Неопределенные: несколько.
Отдых нужен всем!!! Улыбайтесь! Растягивайте мимические мышцы!!
Физкультминутка (привал) 1.Когда руки бывают тремя местоимениями? 2.Какой остров называет местоимение, когда говорит о своей величине? 3.Какие два местоимения мешают движению по дорогам? 4.Сколько личных местоимений в слове СЕМЬЯ? 5.Какое местоимение не имеет именительного падежа, рода, числа?
План морфологического разбора местоимения 1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. 2. Начальная форма. 3. Постоянные морфологические признаки: разряд по соотношению с другой частью речи (местоимение-существительное, местоимение-прилагательное, местоимение-числительное); разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное); лицо (для личных местоимений); число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица). 4. Непостоянные морфологические признаки: падеж; число (если есть); род (если есть). 5. Роль в предложении (каким членом предложения является местоимение в данном предложении).
Привет, Россия, - родина моя! Как под твоей мне радостно листвою! И пенья нет, но ясно слышу я Незримых певчих пенье хоровое. (Н.Рубцов) Задание: списать стихотворение в тетради, найти местоимения и определить разряд. Словарная работа: незримый– то же, что невидимый.Закрепление
Письмо по памяти. Учащиеся оформляют письмо по памяти – девиз урока в своих маршрутных листах (тетрадях). Учащиеся оформляют письмо по памяти – девиз урока в своих маршрутных листах (тетрадях). Задание: найти местоимение и определить его разряд. Задание: найти местоимение и определить его разряд.
Спишите предложения, определите разряд местоимений. Подчеркните местоимения как члены предложения. Спишите предложения, определите разряд местоимений. Подчеркните местоимения как члены предложения. 1.Ничто не двигалось. 2.Всем стало скучно и грустно. 3.Ему (Нилову) захотелось выйти наружу. 4.Работа всякого нужна одинаково. 5.Что такое: побежали все сломя голову прочь. 6.Егор с удивлением перехватил обращенный на себя взгляд попутчика.
Проверка 1.Ничто не двигалось. (Ничто – отрицательное, подлежащее). 2.Всем стало скучно и грустно. (Всем – определительное, дополнение). 3.Ему (Нилову) захотелось выйти наружу. (Ему – личное, дополнение). 4.Работа всякого нужна одинаково. (Всякого – определительное, определение). 5.Что такое: побежали все сломя голову прочь.(Что – относительное, подлежащее; такое – указательное, определение; все – определительное, подлежащее). 6.Егор с удивлением перехватил обращенный на себя взгляд попутчика. (На себя - возвратное, дополнение).
Тест!!!!
Домашнее задание : сочинение-миниатюра по одной из пословиц.
Вот закончился урок. Подвести нужно итог. Пришло время оценки выставлять. Вам желаю только «пять»! Вот закончился урок. Подвести нужно итог. Пришло время оценки выставлять. Вам желаю только «пять»!
…висел маленький колокольчик и своим звоном напоминал нам о любви к ближним, о сострадании, чуткости, любви, сочувствии…