УМК «Школа России» Литературное чтение, 4класс Автор: Малахова Т.С. 1
Скачет лошадь непростая, Чудо-грива золотая. По горам парнишку носит, Да никак его не сбросит. Есть у лошади сынок- Удивительный конёк. 2
3
П.П. Ершов В семье было 12 детей, но выжили только Петя и его брат Коля. Учился в Тобольской гимназии. В 19 лет сочинил сказку «Конёк- Горбунок». Умер в 54 года. Закончил Петербургский Университет. 4
Ершов Петр Павлович – известный писатель ( ), уроженец Сибири; образование получил в Петербургском университете; был директором Тобольской гимназии. Печатал стихотворения в «Библиотеке для Чтения» Сенковского и в «Современнике» Плетнева. Известность доставила Ершову сказка «Конек-Горбунок», написанная им еще на студенческой скамье и впервые напечатанная отрывком в 3 т. «Библиотеки для Чтения» 1834 г., с похвальным отзывом Сенковского; первые четыре стиха сказки набросал Пушкин, читавший ее в рукописи. «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить», - сказал тогда Пушкин. Великому поэту понравилась легкость стиха Ершова. 5
Вслед затем она вышла отдельной книжкой и при жизни Ершова выдержала 7 изданий; начиная с 4-го издания, в 1856 г., она выходила с восстановлением тех мест, которые в первых изданиях заменены были точками. «Конек-Горбунок» – произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привел его в более стройный вид и местами дополнил. Простой, звучный и сильный стих, чисто народный юмор, обилие удачных и художественных картин (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение; она вызвала несколько подражаний (например, Конек- Горбунок с золотой щетинкой). 6
7
8
«У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний был и так и сяк, Младший вовсе был дурак» 9
«В дологом времени аль вскоре Приключилось им горе: Кто-то в поле стал ходить И пшеничку шевелить…» 10
11 «Ночь проходит, день приходит; С сенника дозорный сходит И, облив себя водой, Стал стучаться под избой…».
12
13
Аль- Аль- или Зело Зело- сильно Хмель сбило- Хмель сбило- протрезвел Яхонт Яхонт- старинное название рубина Седьмица Седьмица- неделя Буерак Буерак-овраг Не клепи- Не клепи- не обвиняй, не клевещи Настигнуть Настигнуть- догнать Загребь Загребь- горсть Намеднишнюю ночь- Намеднишнюю ночь- сегодняшняя Мыкать век- Мыкать век- доживать как-нибудь Супратив Супратив- напротив «Некорыстный наш живот» «Некорыстный наш живот» -живот-имущество, добро Городничий Городничий- начальник города Содом Содом- неразбериха Ни давежа- Ни давежа- не было давки Ударили в бичи- Ударили в бичи- ударили кнутом 14
15 Рост в вершках Рост в метрах 1,471,561,651,731,821,872,09
16
Восстановите правильный порядок событий
Характеристика героев по плану 1.Где живёт герой? Докажите текстом. 2. Чем занимается? 3. Какие поступки совершает? Найдите отрывок в сказке и зачитайте. 4.Какой характер у героя. Выберите слова и докажите цитатой из текста. Храбрый, мужественный, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, умный, льстивый, отважный, мужественный, сильный, смелый, молчаливый, впечатлительный простой, лживый, весёлый, чёрствый, жадный, обидчивый, грубый, верный, терпеливый,… 5. Отношение автора к герою, ваше отношение. 18
19
20
Используемые источники: Викторина Виньетка П. П. Ершов Конёк-Горбунок Иванушка 21