«Богатырь умрет, а имя его живет» Богатыри.Проектный урок.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О БЫЛИНАХ, БЫЛИННЫХ БОГАТЫРЯХ (эпос, традиции, обычаи) ИССЛЕДОВАТЬ ИСТОКИ ГЕРОИЗМА, ПОДВИГА, ЧЕСТИ, БЫЛИННЫХ БОГАТЫРЕЙ НАУЧИТЬСЯ ЦЕЛОСТНОМУ АНАЛИЗУ, интегрированию, СРАВНЕНИЮ, ОБОБЩЕНИЮ,ПСИХО ЛОГИЗАЦИИ. ВЫВОДЫ ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ,А НАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕС КОЙ РЕЧИ, значимость слова
Аннотация проекта 3 В ходе проекта учащиеся познакомятся с понятием «былина»; расширят свой кругозор о богатырях. Свои знания, умения и навыки воплотят в раскраске, изготовлении плакатов или «буклетов- презентаций». Работа над проектом позволит раскрыть индивидуальные, творческие способности учащихся.
Задачи проекта: Выяснить, кто такой богатырь. Кого из богатырей вы знаете? Что нужно делать для того, чтобы стать богатырём? Есть ли богатыри в нашем городе, в России? Вот, что мы делали, работая над проектом: Сходили в библиотеку, почитали в книжках, посмотрели в Интернете. Взяли интервью у дедушек и пап, у братьев и друзей. Провели опрос учеников нашей школы. Объявили конкурс рисунков на тему «Кто такой богатырь», приняли в нём активное участие, оформили выставку. Постараемся использовать полученную информацию в повседневной жизни. Они - богатыри. А мы богатыри? Мы обратились за помощью к нашим учителям и попросили, чтобы ребята ответили на такие вопросы: - Кто такой богатырь? - Многие ребята считают, что богатырь – это очень сильный человек. Некоторые ценят ум богатырей. А ещё есть ребята, которые считают богатырей защитниками Родины.
Основополагающий вопрос: Н ужны ли знания о былинах и богатырях-героях? Проблемный вопрос: К аким образом богатыри связаны с нами и по сей день? Учебные вопросы Что такое былины, богатыри? Что такое былины, богатыри? Чему учат былинные богатыри нас? Чему учат былинные богатыри нас? Нужны ли БОГАТЫРИ сегодня? Нужны ли БОГАТЫРИ сегодня? Учебные предметы: урок ОРКСЭ, ИЗО, психология. Участники: 4классы 5
Учебно-методический пакет К проекту разработаны: вопросник вопросник викторина викторина критерии оценивания работ учащихся критерии оценивания работ учащихся Результаты исследования: ученическая презентации ученическая презентации изготовление буклета-раскраски изготовление буклета-раскраски выбор материала и способ действия выбор материала и способ действия 6
Этапы проведения проекта Этапы проведения проекта «Мозговой штурм» (формулирование тем исследований учеников) – 5 минут. «Мозговой штурм» (формулирование тем исследований учеников) – 5 минут. Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 6 минут. Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 6 минут. Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися) – 5 минут. Выбор творческого названия проекта (совместно с учащимися) – 5 минут. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе – 8 минут. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе – 8 минут. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав – 4 минут. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав – 4 минут. Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе – 6 минут. Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе – 6 минут. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий. Подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе – 3 мин. Подготовка школьниками презентации по отчету о проделанной работе – 3 мин. Защита полученных результатов и выводов. Защита полученных результатов и выводов. 7
Любовь к Родине, уважение к тем, кто стоял на страже границ родной земли, кто свою жизнь посвящал служению родному народу, кто ставил своей целью заботу об обездоленных и угнетенных, кто умел держать данное слово, кто был крепок духом, храбр, смел, кто давал жестокий отпор врагам страны и народа, кто умел говорить правду прямо в лицо, кто боролся против насилия князей и бояр, - все это составляет пафос многих героических былин. М.Ю. Соколов
Былина – русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или врагами, отправляющихся в дальнюю дорогу или еще каким – либо образом проявляющих свою силу, удаль, храбрость
Кто главный в былинах? Почему? Главным персонажем былин и является богатырь. Он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых «черным-черно, как черных воронов»… Таков Илья Муромец, таковы же и другие богатыри – Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Михайло Данилович, Сухман. Главным персонажем былин и является богатырь. Он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Чтобы подчеркнуть силу героя, величие подвига, сказители изображают его сражающимся в одиночку против вражьих сил, которых «черным-черно, как черных воронов»… Таков Илья Муромец, таковы же и другие богатыри – Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Михайло Данилович, Сухман.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, Не топтать их коням землю русскую. Не затмить их коням землю русскую. Не затмить им солнце наше красное. Век стоит Русь - не шатается! И века простоит не шелохнется!
СЛУЖБА БЫЛИННЫХ ГЕРОЕВ - освобождение Чернигова от "силы поганой, несметной", - бой с соловьем-разбойником у речки Смородинки, - встреча и победа над разбойниками, - освобождение пленников от "девицы-королевичны", - строительство церкви, - избавление Киева от Калина-царя,- посещение Царьграда и борьба с Идолищем, - бой Ильи Муромца с Жидовином, - битва с поленицею Горынянкою.
Почитание Отчества как Святыни
Учимся быть полезными Родине
ВИКТОРИНА – ИГРА Знаете ли вы синоним к слову кольчуга? Как возникло русское слово ошеломить? В одной из былин читаем: «А тут мечом Илюша подпоясывался» Как вы понимаете эти слова?» Какой воинский обычай связан со щитом? Щиты богатырей были из слоновой кости, а обычные щиты были изготовлены из дерева, обшиты кожей и окованы железом. Что обозначает выражение лезть на рожон и как оно возникло? С чем связан постоянный эпитет «лук разрывчатый»? Каков дух у былинного героя? Что такое ВОЛЯ к победе?
Используемая литература: Аникин В.П. Русский богатырский эпос. Калугин В.И. Струны Рокотаху.Очерки о русском фольклоре.- М.:2005. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.:1999. Круглов Ю.Г. Былины. - Спб.:2004. Путилов Б.Н. Застава богатырская.-М.:2001 Рыбаков Б. Русские былины.- М.:2006. Энциклопедия литературных героев.-М.:2000
Информационные ресурсы: Аникин,В.П. Русский богатырский эпос/В.П.Аникин М.: Просвещение, Аникин,В.П. Русский богатырский эпос/В.П.Аникин М.: Просвещение, Круглов, Ю.Г. Былины/Ю.Г.круглов. М.: Просвещение,1985 Круглов, Ю.Г. Былины/Ю.Г.круглов. М.: Просвещение,1985 Нечаев,А.Н. Богатыри/А.Н. Нечаев. М.: Издательство «Малыш», Нечаев,А.Н. Богатыри/А.Н. Нечаев. М.: Издательство «Малыш», Медиа:Медиа:Аудиокниги/Русские Богатыри. Медиа:Медиа:Аудиокниги/Русские Богатыри. Былины в пересказе И. В. Карнауховой. Былины в пересказе И. В. Карнауховой. Былины Википедия Былины Википедия Портал "Грамота".РУ Портал "Грамота".РУ 22
Мы научились : Искать информацию с помощью сети Интернет.Искать информацию в книгах и энциклопедиях Пользоваться электронной энциклопедией. Создавать презентации-раскраски Обсуждать результаты работы с одноклассниками Задавать вопросы, когда возникают трудности Просить помощи, когда возникают трудностиПомогать товарищам, когда они просят об этом Радоваться успеху товарищей Общие впечатления: Очень быстро пролетело время, отведённое на изучение проекта " Богатыри Земли Русской!» Работали с увлечением, получили много новой полезной информации. Проект удался! Получился интересный, увлекательный, познавательный. Полезные ресурсы
Чему мы научились: Пониманию, кто такие БОГАТЫРИ? Пониманию, кто такие БОГАТЫРИ? Поняли пользу проектной коллективной работы Поняли пользу проектной коллективной работы Памяти-достоинству о героях наших дней и героях ВОВ. Памяти-достоинству о героях наших дней и героях ВОВ. Узнали смыслы крепкой дружбы богатырей Узнали смыслы крепкой дружбы богатырей Будем применять сегодняшние знания. Будем применять сегодняшние знания. 24