Д А И Б В Ж Е ЗКА Б В Ж З Е К Развитие исследовательской деятельности и формирование коммуникативных навыков через интеграцию урочной и внеурочной деятельности по русскому языку Колчина М.Б., учитель начальных классов МОУ СОШ 77 г. Ярославля
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Общеинтеллектуальное направление «Занимательная грамматика»
Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи программы: Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка; развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. Развивающие: развивать смекалку и сообразительность; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Общая характеристика программы 1кл. «Путешествия по Стране Слов» 2кл. «Секреты орфографии» 3кл. «Занимательное словообразование» 4кл. «Занимательная лингвистика»
Формы проведения занятий беседы; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, с использованием дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок; исследование слова, предложения и текста; индивидуальная и групповая работа; экскурсия (виртуальная экскурсия) презентация события защита проекта утренник конкурс викторина ролевая игра
План исследования слова Знакомство со словом. Проводится звуковой анализ, анализ написания слова. Этимологическая справка. Толкование лексемы. Однокоренные слова. Пословицы, поговорки и загадки. Синонимы, антонимы, фразеологизмы. Словосочетания. Предложения, тексты. Краеведение. Анализируется использование слова в истории родного края, в народном хозяйстве, в искусстве.
Метапредметные УУД Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Метапредметные УУД Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Тема: «Где живут слова» Цель: Формирование грамотности обучающихся по использованию словарей Задачи: Познакомить с различными словарями. Развивать умение работать со словарём по памятке; Формировать первичные навыки исследовательской деятельности. Учить исследовать лексическое значение, происхождение, написание слов. Расширять активный словарный запас учеников, кругозор. Повторить и закрепить знания, полученные детьми на уроках русского языка. Развивать коммуникативные УУД посредством работы в группах. Способствовать воспитанию интереса к языку.