Практико-ориентированный проект «Развитие литературно-творческих способностей школьников посредством деятельности школьного литературного клуба» Автор проекта: Платонова И.В., учитель русского языка и литературы, руководитель клуба «Пегасик» МОУ «Новосергиевская средняя общеобразовательная школа 3»
Цель проекта: Создание системы деятельности литературного клуба по развитию литературно- творческих способностей учащихся Задачи: Разработать программу обучения основам литературного творчества, теории литературы Создать методическую модель занятия, направленного на развитие детского творчества Разработать рекомендации по организации деятельности клуба Разработать модель портфолио, отражающего развитие ученика и его достижения
Проблемы, решению которых способствует проект: Поиск продуктивных форм организации развивающей деятельности Раннее выявление потенциально одарённых детей, их поддержка и развитие литературно- творческих способностей посредством деятельности школьного литературного клуба
Когнитивный аспект Аффективный аспект Учение с увлечением Эмоциональный настрой Познавательная активность Саморегулирование Условия, необходимые для творчества Творчество
Долгосрочная программа развития литературно-творческих способностей учащихся (теория + практика) Сведения об основах стихосложения Жанры и формы литературы Изобразительно- выразительные средства языка
Направления работы Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности, эмоционально- чувственного восприятия мира) Развитие сложных мыслительных процессов посредством умственных операций и действий (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) Обучение приёмам творческой деятельности
Ведущие методы: Метод сотрудничества Метод свободного выбора Метод самоанализа и самооценки Принципы работы: Принцип субъектности Принцип индивидуальности Принцип самоактуализации Принцип диалогичности Принцип мультимодальности Принцип веры, доверия и поддержки
Алгоритм модели занятия «Погружение в тему» Разминка Беседа Диалог Развивающие частные задания Организованное наблюдение Выполнение творческого задания Развитие психических механизмов Развитие эмоционального восприятия Развитие образных представлений Актуализация знаний Закрепление навыков и приёмов творчества Развитие творческих способностей
Формы контроля за динамикой достижений учащихся и перспективами их развития: Длительный мониторинг (анкетирование, тестирование, участие в конкурсах и олимпиадах) Создание портфолио разных видов: портфолио развития портфолио творческих работ портфолио достижений портфолио для поступления в вуз
Результативность проекта (за период с 2000 по 2005 гг.)
Публикации членов клуба «Пегасик» Сборник лучших творческих работ детей Оренбуржья «Шкатулка счастья», Оренбург, 2003 г. Сб. стихов «Люблю Отчизну я…», Москва, «Алев», 2004 г. Сб. «Восхождение к образу», Москва-Обнинск, 2005г. Сб. «Обнинский полис», Калуга, «Золотая аллея», 2005г. Сб. «Каждый день благодаря…», Оренбург, «Метро»,2005г. Сб. «Мой Пушкин», Пушкинские Горы, 2005 г. Сб. «О родине своей поём» - 2, Новосергиевка, 2005 г. Сб. «Здесь родины моей начало…», Оренбург, «Димур», 2006 г.
Наша гордость
Достижения клуба