Урок литературы в 6 классе с использованием ИКТ Ноябрь-2008г.
Пленительный узор стихотворения (Что организует стихотворную речь?)
Урок - мастерская Девиз: Где сказом, а где и показом
Задача урока Осмыслить понятия: рифма; ритм; стихотворный размер.
Определите морфемный состав слова «стихотворение»
Вслушайтесь, как красиво звучит сочетание слов: творение стихов! Творить стихи – настоящее искусство. Чем пользуется художник, создавая произведение живописи? Композитор? А поэт? Да, поэт берет слово, помещает его в необычную стихотворную среду, и рождается образ. Автор использует специальные художественно-изобразительные средства – литературные тропы. Какие из них вы уже знаете?
Литературные тропы: эпитеты сравнения олицетворения метафоры
Работа в группах Выразительно прочитать стихотворные строки. Прокомментировать употребление тропа. Какое настроение создает? Какие мысли появляются?
Белеет парус одинокий В тумане моря голубом. (М.Ю.Лермонтов)
Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела. (А.С.Пушкин)
В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть… (С.А.Есенин)
Отговорила роща золотая Березовым веселым языком. (С.А.Есенин)
Задумчивая ночь, сменив мятежный день, На все набросила таинственную тень. (П.Плетнев)
Прочитать стихотворение С.Орлова, ввести сравнение, не нарушив рифмы.
За окном ветерок веселится, То подпрыгнет, то притаится, И листочки бегут по дорожке, Словно… С. Орлов
Почему у автора именно это сравнение?
Без чего не могут существовать стихи? (Отличие стихотворного произведения от прозаического)
Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.
Брожу ли я вдоль улиц шумных,а Вхожу ли в многолюдный храм,б Сижу ль меж юношей безумных,а Я предаюсь моим мечтам.б А.С. Пушкин абаб - перекрестная
Ворон к ворону летит,а Ворон ворону кричит:а Ворон! Где б нам отобедать?б Как бы нам о том проведать?б А.С. Пушкин аабб - парная (смежная)
Что в имени тебе моем?а Оно умрет, как шум печальныйб Волны, плеснувшей в берег дальний,б Как звук ночей в лесу глухом.а А.С. Пушкин абба - кольцевая (опоясывающая)
Унылая пора! Очей очарованье!а Приятна мне твоя прощальная краса - б Люблю я пышное природы увяданье,а В багрец и золото одетые леса.б А.С. Пушкин абаб - перекрестная
Кружась легко и неумело, Снежинка села на стекло. Шел ночью снег густой и белый – От снега в комнате светло. (А.Твардовский)
Виды рифм: абаб – перекрестная аабб - парная (смежная) абба - кольцевая (опоясывающая)
Определить смысл девиза урока-мастерской. Что, кроме рифмы, организует стихотворную речь? Давайте рассмотрим рисунок. Как его можно назвать? (орнамент). Равномерное расположение элементов – ритмичное.
Орнамент – узор, состоящий из отдельно повторяющихся элементов.
Ритм – повторение одинакового.
Докажите, что вся наша жизнь построена на ритме, на повторении чего-то одинакового. (времена года, суток, биение сердца, раскачивание маятника часов и т.д.)
Практическая работа Восстановить стихотворную строчку, чтобы получился ритм (стихотворение).
Буря, крутя снежные вихри, кроет небо мглою.
Благодаря чему создается ритм в стихотворении? (Равномерное чередование ударных и безударных слогов).
Ритм – равномерное чередование ударных и безударных слогов.
Стопа – объединение ударных и безударных слогов.
Практическая работа в группах Записать стихотворную строфу, разбив слова на слоги, поставив ударения. Сгруппировать ударные - безударные слоги.
Вывод: получился разный стихотворный орнамент, разный ритм, разный размер.
Стихотворный размер – порядок чередования ударных и безударных слогов.
Двусложная стопа Ямб- / Хорей/ -
Практическая работа Определить размер стихотворной строфы, придумать для обозначения ударных и безударных слогов образные символы.
Мороз и солнце, день чудесный… Край ты мой, родимый край! Еще в полях белеет снег. Зима недаром злится Зима - и все опять впервые
Выставка созданных узоров
Беседа Для чего поэту нужно знать стихотворные размеры? (чтобы умело пользоваться свойствами языка. Одно из этих свойств – поэтическое звучание фразы).
Пленительный
Прочитайте стихотворение В.Брюсова. Как вы объясните смысл данного стихотворения?
И звуки жизни и природы Я облекать в размер привык: Плеск речек, гром, шум непогоды, Треск ружей, баррикадный крик. В. Брюсов
Домашнее задание О чем бы вы хотели написать в своем стихотворении? Написать стихотворение на тему «Мой родной край».