Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова и А.С. Пушкина. Роль многозначной метафоры в идейно- художественном своеобразии поэтического произведения. Теория. Практика Алябина Т.С.
Поэзия –это особый тип художественной речи. Каждый поэт самобытен, не похож на другого. Сопоставим два поэтических мира : А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова А.С.Пушкин М.Ю. Лермонтов
Поэтический мир А.С.Пушкина жизнерадостен, светел, гармоничен. Он вписывает человека в национальную и мировую историю. И тем утверждает его единство с миром. В отличие от А.С.Пушкина, жизнь предстала Лермонтову дисгармоничной, поэтому не приносящей удовлетворения.
Пушкинское время – это время больших надежд эпохи Александра I, это война 1812 года и взлет русского самосознания, это восстание декабристов с его идеями ограничения монархии и республиканскими идеалами. Война 1812 года
У Пушкина было лицейское братство, верные друзья, он любил и был любим красивейшей женщиной России, у него было четверо детей. А. Дельвиг Пущин в гостях у ПушкинаДети Пушкина Н. Гончарова
И хотя в последние годы жизни часто были моменты отчаяния, в журналах говорили, что он исписался, сплетни вокруг имени его жены, безденежье, Пущин в ссылке, Дельвиг умер. В такой атмосфере он не мог писать. В последнюю Болдинскую осень он написал только одну сказку, в которой изобразил власть без силы, красоту без добра. А.С.Пушкин Художник И. Линев г
Но минуты отчаяния и одиночества у Пушкина были только минутами, и он находил выход, преодолевал их:«Да здравствует солнце! Да скроется тьма!» «Чувства добрые он испытывает и в дружбе, и в любви, и в отношении будущей жизни, которую благословляет: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
Время Лермонтова иное. Белинский: « Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце…Да, очевидно, что Лермонтов - поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества.» Лермонтов рано ощутил свое одиночество в мире. Ранняя смерть матери, распри между бабушкой и отцом, которому было отказано участвовать в воспитании сына, учеба в Московском благородном пансионе, откуда он был вынужден уйти, так как преподаватели срезали его на экзамене, а он не захотел остаться на второй год, школа гвардейских прапорщиков с ее шагистикой и казарменным юмором и в которой Лермонтов чувствовал свое одиночество, он не был там своим по духу.
М. Врубель «Демон сидящий»
Время Лермонтова – время раздвоенности бытия и души человека. Отсутствие духовной и политической свободы, невозможность открытой борьбы – все это тяжким грузом ложилось на душу человека мыслящего. Впервые слово «одинокий» встречается в стихотворении «Парус». Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрепит… Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
Стихотворение построено на антитезах. А как же иначе поэт мог выразить свое неприятие мира, несогласие с существующим миропорядком? Парус символизирует одинокую мятущуюся человеческую душу, которая не может найти гармонии ни с миром, ни с собой. Тема одиночества звучит в стихотворениях «Одиночество», «На севере диком», «Листок», «Выхожу один я на дорогу» «Утес», «Сон»»как часто пестрою толпою окружен», «Дума», «И скучно и грустно…»
Погиб поэт! невольник чести Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде... и убит! Убит!.. к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь... он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. Его убийца хладнокровно Навел удар... спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно. В руке не дрогнул пистолет, И что за диво?.. издалека, Подобный сотням беглецов, На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока; Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На что́ он руку поднимал !.. И он убит и взят могилой, Как тот певец, неведомый, но милый, Добыча ревности глухой, Воспетый им с такою чудной силой, Сраженный, как и он, безжалостной рукой. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет, завистливый и душный Для сердца вольного и пламенных страстей? Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей?.. Ипрежний сняв венок, они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело; Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом насмешливых невежд, И умер он с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд. Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. И прежний сняв венок, они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него: Но иглы тайные сурово Язвили славное чело; Отравлены его последние мгновенья Коварным шепотом насмешливых невежд, И умер он с напрасной жаждой мщенья, С досадой тайною обманутых надежд. Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда всё молчи!.. Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет; Он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
Стихотворение построено на антитезе. Ключевое слово – один. Поэт в этом чуждом, злом и враждебном свете был одинок и гоним. Образ врага формируют следующие метафоры: «пустое сердце», «пустых похвал ненужный хор», «свет, завистливый и душный», «свет, завистливый и душный», «мгновения отравлены шепотом», «черная кровь». Образ поэта тоже формируется метафорическими эпитетами: «дивный гений», «чудные песни», «чудная сила», «гордая голова», «сердце вольное», «пламенные страсти», «праведная кровь» «невольник чести»
А.С.ПушкинМ.Ю.Лермонтов Ясный гармоничный мирЯсный гармоничный мир «Мир страданий и слез»«Мир страданий и слез» Богатство, разнообразие мираБогатство, разнообразие мира Контраст света и тени, добра и злаКонтраст света и тени, добра и зла Торжество настоящей и будущей жизниТоржество настоящей и будущей жизни Отрицание жизни, несмотря на утверждение высших ценностейОтрицание жизни, несмотря на утверждение высших ценностей
Выводы: 1. Тема одиночества остается одной из главных в ранней и зрелой лирике М.Ю. Лермонтова. Она связана с личностью поэта, его конфликтом с обществом, властью. 2. Излюбленный лермонтовский прием – прием контраста, так как он помогает выразить раздвоенность бытия и души человека. 3. В создании неповторимого лермонтовского стиля большую играет психологическая метафора.