Освоение инновационных методик в области учебного проектирования
«Мы живем в мире, в котором изоляция уже невозможна. Мы живем во время беспрецедентной мобильности людей и переплетения культур. Мы все взаимозависимы и разделяем неизбежную ответственность за благосостояние всего мира» «Декларация о роли религии в содействии культуре мира», принятая в Барселоне 18 декабря 1994 года, стр.1
Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьезных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам"жизни сообща"стало первоочередной задачей воспитания. Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО
Директор одной американской школы вручал специальную памятку каждому учителю, который начинал работать в его школе. "Уважаемый учитель! Я один из немногих, кто уцелел, пройдя концентрационный лагерь. Мои глаза видели вещи, которые никто не должен видеть: - газовые камеры, построенные учеными инженерами; - людей, отравленных высокообразованными врачами; - грудных детей, убитых высококвалифицированными медсестрами; - женщин, сожженных выпускниками средних школ и университетов. Моя просьба: помогите ученикам стать более человечными. Результатом ваших усилий не могут быть ученые подонки, высококвалифицированные психопаты, образованные Эйхманы.
Методическое пособие Раскрывает "модульный принцип" построения программ образования для тренеров Предлагает основные подходы к организации работы участников образовательного процесса с различными источниками информации Рассматривает основные цели и формы групповой работы Дает стратегии преподавания в системе повышения квалификации на основе модульной программы Раскрывает методики работы с иллюстративным материалом Рассматривает проблемы применения метода анализа конкретных ситуаций и проектного метода
Методическое пособие Адресовано тренерам и при построении образовательного процесса ориентировано на базовые принципы компетентностного подхода "Образование через деятельность": Образование через созидательную деятельность Равноценность различных источников информации, включая опыт самих обучающихся Самостоятельность, поисковая активность, применение методов развития критического конструктивизма при решении проблем Ориентация на самооценку и самоорганизацию обучающихся Развитие проективной культуры Сочетание различных форм продуктивного диалога
Образовательная программа 50% - прикладная составляющая 25% - теоретическая составляющая 10% - ориентационная составляющая 15% - информационная составляющая
Образовательная программа (структура) "Проектирование от ученика" Модульный принцип построения программ 1. Название программы 2. Адресная (целевая) группа 3. Условия освоения программы 4. Краткая аннотация к программе 5. Целевое назначение программы 6. Ведущие идеи и ключевые понятия программы 7. Проблемные вопросы теоретического характера
8. Содержательная характеристика программы (тематический план) 9. Типовые задачи и задания, которые будет выполнять обучающийся 10. Творческие задания 11. Ресурсное обеспечение программы 12. Перечень основных источников, которые будут освоены обучающимися 13. Формы итогового контроля
Курс позволит слушателям, успешно освоившим курс : формулировать и анализировать проблемы; выбирать оптимальные способы их решения; ориентироваться в различных подходах к планированию и управлению проектами; составлять планы, графики работ по проекту, распределять ответственность; правильно организовывать и контролировать процесс реализации проекта; прогнозировать последствия проектной деятельности; соотносить результаты с поставленными целями; намечать перспективы дальнейшего развития проекта.
Метод проектов в дословном переводе - путь замысла или способ планирования. Прежде всего, метод проекта - это способ построения образовательного процесса, это описание взаимосогласованных действий педагога и ученика, при которых ученик получает те или иные знания и умения при разработке и реализации того или иного проекта
Тезаурус Проектирование (в широком смысле) – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проектирование – это вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде (Дж. К. Джонс,1976). Проект – ( от латинского), брошенный вперед
Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация способствует улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме.
Социальный проект – это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.
Виды проектов (вариант классификации): По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект: Технические Социальные Экономические Образовательные Смешанные
По доминирующей в проекте деятельности: Исследовательские Творческие Ролевые, игровые Информационные Практико-ориентированные Виды проектов (вариант классификации):
По характеру возникновения: Инициативные Заказные Виды проектов (вариант классификации):
По размерам самого проекта, количеству участников и влиянию на окружающий мир: Международные, Межгосударственные, Национальные, Межрегиональные Региональные, Межотраслевые, Отраслевые, Корпоративные, Ведомственные, Индивидуальные. Виды проектов (вариант классификации):
Технологии работы по воспитанию толерантности через структурированное учебное противоречие Диалог Полилог Проектирование Тренинг Дискуссия Игра Дебаты Критическое мышление
План работы над проектом 1. Подготовка к проекту 2.Планирование 3.Принятие решений 4.Выполнение 5.Оценка результатов 6.Защита проекта
Желаем успехов !
Новикова Татьяна Геннадьевна, зав.кафедрой развития образовательных систем АПК и ПРО Болотина Татьяна Владимировна зав.кафедрой методики преподавания истории, социальных дисциплин и права