Автор Данилина Анастасия ученица 10 в класса
часть земной природы, в той или иной степени измененная человеческим обществом, с которой общество в данный момент непосредственно связано в своей жизни и производственной деятельности.
это прежде всего универсум, который охватывает всё сущее, в том числе наши познания и практическую деятельность, всю Вселенную. В этом плане мы лишь частичка этого универсума, хотя и уникальная по своим возможностям.
У античных философов природа понималась как космос, как всеобъемлющее, организованное, закономерное и совершенное. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой В средневековой христианской культуре природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, поскольку только он был в процессе творения был наделен душой. В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для себя ее красоту, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения. Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания, существовала на всех этапах человеческой истории.
включает населенную микроорганизмами верхнюю часть земли, воды, рек, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. Это динамичная, внутренне дифферен- цированная равновесная система.
новая особая реальность, связанная с более глубокими всесторонними формами преобразующего воздействия общества на природу. Это не отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития биосферы.
это наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет. Это комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамичного равновесия системы «общество- природа».
«Мы отнюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо находящийся вне природы… мы, наоборот, нашей плотью, кровью и мозгом принадлежащим ей и находимся внутри ее… всё наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать её законы и правильно их применять.» Ф. Энгельс
Экологические задачи – как позитивные (прогноз и управление погодой, экономия ресурсов и т.д.), так и негативные (очистка и восстановление воздуха, воды, почвы и т.д.) – требуют предельно высокого, т.е. планетарного обобществления труда. Международная кооперация усилий в самых различных областях науки и техники становится жизненной потребностью.
это идея о роли разумной человеческой деятельности в природе.
Вернадский Владимир Иванович ( )
В основании концепции ноосферы Вернадским положены идеи об объективном процессе преобразования человеком природы «в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого», ибо ноосфера понималась им как окружающая человека среда, а созидание ее - как контролируемый и регулируемый процесс обмена веществом и энергией общества с природой, то есть как разумное согласованное с данными науки преобразование природы.
1. География. Под ред. Фадеева М., 1996 г. 2. Горелов А.А. Человек –гармония-природа. М., 1990 г. 3. Марков Ю.Г. Социальная экология. Новосибирск, 1986 г. 4. Маркс К. Энгельс Ф., Сочинения, т. 42 М., 1987 г. 5. Олейников Ю.В. Экологические альтернативы НТР. М., 1987 г.