«Слышу, вижу, рисую музыку» Из опыта работы по применению визуализации музыки в учебном процессе Автор: Кобец Елена Станиславовна 2012 г., г. Шарья Костромской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Имитация, интерпретация и импровизация как этапы творческого развития школьников на уроках музыки.
Advertisements

ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ Составитель: Новожилова Ольга Анатольевна Учитель музыки ГБОУ лицей 179 г. Санкт-Петербург.
Методы и приёмы активного слушания на уроке музыки в начальных классах. (на примере музыкального произведения Э.Грига «Утро») учитель музыки Шаравина Е.И.
1. Каково значение музыкально- образовательной деятельности в формировании основ музыкальной культуры детей? 2. Расскажите о роли музыкальных знаний и.
ПРОГРАММА по изобразительному искусству Воспитание мира чувств по изобразительному искусству Краевой Дворец пионеров и школьников.
все формы организации музыкальной деятель- ности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семьи) взаимодополняют друг друга.
Развивающие приемы на уроках ИЗО М.А. Чеснокова МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры.
Методические рекомендации О восприятии музыки на уроках искусства.
Кузнецова М.Н. Внеурочная деятельность: «Юный художник»
Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
По теме :Музыкальная живопись и живописная музыка. Учителя МБОУ СОШ 50 г.Тулы Матюхиной Л. М. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК МУЗЫКИ И ИЗО ПО ФГОС.
Урок музыки – основная форма организации музыкального воспитания в школе. Урок музыки должен иметь тематическое единство по любой программе, логику развития.
Художественные средства, используемые при подготовке лекции- беседы о музыке.
Учитель музыки Харькова Р.А.. Уроки музыки – уроки жизни!
Автор : Пономарева Оксана Владимировна учитель рисования.
«Правила и средства построения композиции при выполнении натюрморта»
Музыкальные игры в ДОУ. Игра - оптимальное психолого-педагогическое средств, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Цели : 1.Удовольствие.
Презентация к уроку по теме: Презентация Эстетическое воспитание дошкольников
Музыка, как средство воспитания культурного человека. Презентация программы по музыке «Родничок» ШРР «Буратино» педагог дополнительного образования МБОУ.
ГМО музыкальных руководителей Использование музыкально-игрового материала в разных видах музыкальной деятельности, как средство развития музыкальности.
Транксрипт:

«Слышу, вижу, рисую музыку» Из опыта работы по применению визуализации музыки в учебном процессе Автор: Кобец Елена Станиславовна 2012 г., г. Шарья Костромской области

О, как прекрасно, что есть краски: Синяя, Желтая, Белая, Красная и Зеленая! О, как прекрасно, что есть звуки: Сопрано, Бас, Рог, Гобой! О, как прекрасно, что есть язык: Слова, Стихи, Рифмы, Нежность созвучия, Марш и танцы синтаксиса! Кто играл в их игры, Кто ощутил вкус их волшебства, Для того расцветает мир, Ему улыбается и раскрывает ему Свое сердце, свою сущность. Г. Гессе. «Записанное апрельской ночью» (пер. Е. Мюнстер).

Цель и задачи Цель: Расширение границ восприятия музыки учащимися Задачи: Развивать абстрактное и ассоциативное музыкальное мышление Развивать эмоциональную сферу Развивать творческие способности

ПроблемыРешения Учащиеся не готовы слушать классическую музыку Методика помогает снять психологический барьер перед классической музыкой Не любят анализировать музыку Визуализация процесса анализа музыки помогает качественно его проводить Учащиеся испытывают потребность в активном сотрудничестве Применяются групповые формы работы Потребность заниматься творческой деятельностью Реализуются творческие способности в авторском рисунке

Из истории «музыкальной графики» Визуализация музыки метод представления музыки в виде оптического изображения. Австрийцем Оскаром Райнером в 1925 году впервые было предложено и использовано для целей музыкальной педагогики и психотерапии рисование своего рода "портретов" вполне определенных музыкальных произведений. Методика "музыкальной графики" нашла последователей во многих странах мира. В Советском Союзе планомерные эксперименты в этой области были начаты в 80-х годах ХХ-го века в Казани. Наиболее интересные результаты были получены И. Трофимовой в тесном сотрудничестве с НИИ экспериментальной эстетики «Прометей», продолжающем внедрять эту методику по сей день.

Методика Методы: художественного контекста наглядно-аудиальные наглядно-визуальные моделирования художественно-творческого процесса Приемы: слушание восприятие наблюдение учебно-мозговой штурм исследование целостный анализ музыкального произведения сопоставление Формы работы: коллективная групповая индивидуальная Необходимая подготовка: опыт эмоционально- образного восприятия музыки знания: – музыкальная форма – программная музыка – музыкальный образ – музыкальные средства выразительности

Тембр музыкального звука Динамика p f

Регистр Высокий Средний Низкий

Лад Мажор Минор

Оркестровка

Движение музыки МаршПесня, танец Темп медленный Темп средний Темп быстрый

Варианты композиций и расположения композиционного центра (кульминации в музыке)

Основные средства выразительности в искусстве Изобразительное искусствоМузыка Формат, жанрЖанр Пространство (одно-, многоплановое) Монодия, гомофония (гомофонно-гармонический склад музыки), полифония Композиционный центрКульминация Симметрия асимметрия Равновесие (есть, нет) Динамика статикаФормообразующая динамика, темп, агогика Ритм (орнамент, ритм линий, объемов)Метроритм Контраст (есть, нет) Светотень, объемность (есть, нет) Создается, возможно, микродинамикой, гармоническим сопровождением мелодии, широким расположением фактуры Цвет, (свет), колоритЛадо-тональные и гармонические соотношения ДекоративностьТембры, регистры, орнаментика Открытость - замкнутостьИспользование модальных либо тональных ладовых систем, а также открытость на уровне частей формы

Изобразительное искусствоМузыка Целостность (есть, нет) Сюжет (есть, нет) Программа в программной музыке, драматургия музыкальных образов ПерспективаЛадовая система Рисунок (линия)Мелодия Мотив (в орнаменте, рисунке, колористическом и декоративном решении) Мотив Штрих (мазок)Штрих ПятноАкцент (в самом широком смысле) ФактураФактура изложения Интонация (по отношению к целому произведению в метафорическом смысле), а также интонация мимики, жеста (в портрете) Интонация Основные средства выразительности в искусстве

Таблицы к уроку по теме: « Основной конфликт в опере Н. А. Римского – Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже» («Сеча при Керженце») МСВЖСВ Содержание Интонационный язык Динамика Регистр Тембр Кульминация Сюжет Ритм линий Динамика Цвет Декоративность Композиционный центр

Музыкальные средства выразительности Слуховое восприятие Живописные средства выразительности Зрительное восприятие Выбор элементов цвета форма, жанр содержание характер лад интонационный язык динамика темп тембр регистр кульминация

Музыкальн ые средства выразитель ности Слуховое восприятие Живописные средства выразитель- ности Зрительное восприятие Выбор элементов, цвета Форма, жанрОдночастная пьесаДекорация Содержание Борьба (сеча) китежской дружины с татарами; Программность (есть конкретный сюжет - либретто) СюжетРазвёрнутое повествование ХарактерСуровый, жёсткий, боевой, грозный, драматический ?? Интонацион ный язык Тема татар: мотив «скачки», топот; русская народная песня «Про татарский полон» («Как за речкою да за Дарьею») в изменённом виде в очень быстром темпе Тема русских: лирическая песня в изменённом виде в быстром темпе Ритм линий декоратив- ность Татары: вертикальный (нападение) Русские: горизонтальный (защита) Орнамент, плетение – узор, построенный на ритмическом чередовании элементов тёмный светлый

Музыкальны е средства выразительн ости Слуховое восприятие Живописные средства выразительности Зрительное восприятие Выбор элементов, цвета ТембрСимфонический оркестр ?? Динамика Нарастающая Резкий «провал» (всё кончено) Динамика постепенное насыщение красок Регистр Тема татар: низкий Тема русских: средний, высокий Цвет Колорит Напряжение, ожидание, волнение холодный, светлый, тёмный ЛадМинор КульминацияС середины произведения и до конца Композиционный центр Трагическое завершение (индивидуал ьная фантазия)

Карточки-задания Карточка 1 Тема Русской дружины 1.Схематично выбрать ритм линий, опираясь на музыкальную интонацию темы (см. таблицу в тетради). Зарисовать в тетради. 2.Подобрать цвет к МСВ темы: к ладу, регистру, тембру. 3.Обосновать свой выбор. Карточка 2 Тема татарской конницы. 1.Схематично выбрать ритм линий, опираясь на музыкальную интонацию темы (см. таблицу). Зарисовать в тетради. 2.Подобрать цвет к МСВ темы: к ладу, регистру, тембру. 3.Обосновать свой выбор.

Карточки-задания Карточка 3 Композиция рисунка Продумать композицию рисунка: 1.Схематично показать расположение главных тем; 2.Указать направление движения тем; 3.Композиционный центр; 4.Ваше решение вопроса динамики в рисунке; 5.Обосновать свой выбор.

Выполнение авторского рисунка

Выполнение авторского рисунка учителем Н. А. Римский – Корсаков «Сказание о невидимом граде Китеже» («Сеча при Керженце»)

Выполнение авторского рисунка учителем Н. А. Римский – Корсаков «Садко»

Выполнение авторского рисунка учителем А. Вивальди. Концерт «Зима»

Выполнение авторского рисунка учителем А. Вивальди. Концерт «Зима»

Выполнение авторского рисунка учителем Р. Вагнер. «Полет валькирий»

Выполнение авторского рисунка учителем Э. Григ. «В пещере горного короля»

Выполнение авторского рисунка учителем И.С. Бах. Ария из мессы си минор

Выводы Методика позволяет: 1. Добиваться высокого уровня внимания, интереса к предмету 2.Развивать гибкость мышления 3.Развивать способности к анализу и обобщению 4.Мотивировать учащихся к собственной художественной деятельности 5.Развивать самостоятельность 6.Стимулировать рост духовной культуры учащихся 7.Осуществлять межпредметные связи художественно- эстетических предметов