Сcontemporary art в России: подходы к анализу Анна Суворова annasuvorova.wordpress.com
Методология исследований искусства annasuvorova.wordpress.com
Методы первичной обработки художественного памятника подходы источниковедческий проблемный методы индуктивные дедуктивные аналитические синтетически- интерпретационные критические интерпретационные annasuvorova.wordpress.com
Историко- интерпретационные подходы формально- стилистический метод (история искусства как история художественных установок и «образных форм») annasuvorova.wordpress.com
Семантический подход иконография иконология семиотика в искусствознании annasuvorova.wordpress.com
Художественная критика (жанр эссеизма) Критицизм как оценочный подход; эмоционально- чувственный элемент в созерцании искусства. Критерии оценки и шкала художественных ценностей - от оценки художественного качества до нравственного суждения. Универсальный характер подхода: преодоление историзма и способ актуализации исторического материала. annasuvorova.wordpress.com
Междисциплинарные подходы психологические (Искусство как художественная деятельность. Иррациональные составляющие искусства и бессознательное психики социологические (Социология искусства как расширительный подход. Проблема рецепции искусства с точки зрения структуры общества). религиозные подходы (Искусство как культ (мистериальная и сакраментальная природа художественной практики); религиозная жизнь как фактор искусства). annasuvorova.wordpress.com
Сcontemporary art как антропо- философский перелом ХХ века annasuvorova.wordpress.com
Бессознательное annasuvorova.wordpress.com
Абсурд annasuvorova.wordpress.com
Жестокость annasuvorova.wordpress.com
Повседневность и неискусство annasuvorova.wordpress.com
Гипертекст annasuvorova.wordpress.com
Деконструкция annasuvorova.wordpress.com
Симулякр annasuvorova.wordpress.com
Джозеф Кошут Art after Philosophy (1969) поле искусства лишается «морфологическ ого» суверенитета «компонент искусства» находится не в самом объекте, а в идее или концепции работы annasuvorova.wordpress.com
Дискурсивность искусства на современном этапе «язык тотального администрирования » (Г. Макрузе) язык тотального администрирования общества потребления (Ж. Бодрийяр) annasuvorova.wordpress.com
культурные тексты получают тотальность, они первичны, язык (культура) говорит через человека «смерть субъекта» (М. Фуко), «смерть автора» (Р. Барт). annasuvorova.wordpress.com
Contemporary art в России annasuvorova.wordpress.com
Одновременное развитие модернизма и постмодернистских арт-практик annasuvorova.wordpress.com
Контекстуальность искусства Связь с внешними полями annasuvorova.wordpress.com
Сontemporary art как реакция на дискурс власти Искусство как форма гражданской активности annasuvorova.wordpress.com
Методология исследования contemporary art annasuvorova.wordpress.com
Метод структурного анализа Ролан Барт денотат (референт) и коннотат (со-значение) Денотат имеет характеристики: 1) может быть выражен в изображении, которое возможно объективировать: изображение конкретного исторического лица, объекта, события; 2) имеет условный характер; он имеет свою специфику, «фактуру» рисунка, колорита и т.д., что уже является феноменом коннотации; 3) комбинации знаков денотативной системы также являются коннотативными; 4) денотат невозможен без кода. annasuvorova.wordpress.com
Метод структурного анализа Ролан Барт Коннотативные смыслы имеют несколько существенных характеристик: 1) проводниками коннотаций могут выступать средства художественной выразительности 2) возможно вычленить несколько уровней: историю (предмет повествования), включающую логику поступков персонажей и связи между ними и повествующий дискурс 3) между элементами возможно выделить дистрибутивные (устанавливаемые между элементами одного уровня) и интегративные (устанавливаемые между элементами разных уровней) отношения 4) смыслы латентны, они лишь подразумеваются и потому могут либо актуализироваться, либо не актуализироваться в сознании воспринимающих 5) смыслы диффузны: один материальный предмет или знак естественного языка может иметь несколько коннотативных означаемых и наоборот, так что слой коннотативных означаемых оказывается рассеян по всему дискурсу 6) смыслы зависимы от социокультурного контекста, реконструкция этих смыслов, оживление таких обертонов знака, которые зачастую не были прояснены в сознании самих их пользователей, как раз и входит в задачу исследователя; 7) сообщения связывают отношения иерархического подчинения annasuvorova.wordpress.com
Археология знания как метод исследования дискурсивных практик Мишель Фуко поле характеризуется: 1)автономией, т.е. относительной независимостью от работы внешних ограничений 2)способностью к рефракции, то есть пересмотру всех внешних влияний, в соответствии со своей логикой, 3)формой взаимодействия между агентами, чьи позиции в области следует рассматривать только в их взаимных отношениях (капитал, власть, влияние, материальной и символической прибыли и т. д.) annasuvorova.wordpress.com
«Теория полей» Пьер Бурдье схема описания объекта дискурса 1) определение словаря и логической структуры, в соответствии с которой будет вестись анализ: в качестве номинальной единицы можно рассматривать факт искусства (вне зависимости от его морфологии) 2) выявление общности, которую можно охарактеризовать элементами, в них фигурирующими, и правилами построения, их объединяющими. Вопросы первоначала, времени, места и контекста являются в этом случае второстепенными. 3) Высказывание - совокупность знаков, которая позволяет ему вступать в отношения с областью объектов, предписывать определенное положение любому возможному субъекту, быть расположенным среди других фактов, быть, наконец, наделенным повторяющейся материальностью 4) Дискурс для Фуко - совокупность высказываний. Дискурс конституируется ограниченным числом высказываний – т.е. дискурс не может претендовать на тотальность и не является идеальной или вневременной формой. annasuvorova.wordpress.com
Анна Александровна Суворова Канд. искусствоведения Доц. кафедры культурологии Пермского государственного института искусства и культуры annasuvorova.wordpress.com