Культура речи: общие понятия Русский язык и культура речи Чиконина Г.В., к.п.н., доцент
Входной контроль Цель: определить уровень знаний и умений студентов в рамках школьной программы курса русского языка (разделы «Стили», «Нормы»)
Рефлексия входного контроля Какие из заданий входного контроля показались для вас несложными? Что вызвало затруднения? Как вы думаете, почему возникли затруднения? Каким способом можно преодолеть возникшие затруднения?
Цель, задачи и программа дисциплины «Русский язык и культура речи»
1.1. Предмет курса. Понятие языка и речи. Уровни владения языком 2 уровня словарного запаса: пассивный (способность понимать значение слов); активный (умение свободно использовать словарный запас). Бурелом, палисадник, сопка, пурпурный. Вот бегает дворовый мальчик в салазки Жучку посадив. Дирижёр, диджей
1.1. Предмет курса. Понятие языка и речи. Уровни владения языком «Если имена неправильны, то слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться и народ не знает, как себя вести». Конфуций (около 551 до н. э., Цюйфу 479 до н. э.) Конфуций (Рисунок датирован: 1922)
1.1. Предмет курса. Понятие языка и речи. Уровни владения языком Слова-паразиты: ну, вот, в общем, это, блин, готично, короче, я тебя умоляю Предмет курса Предмет курса – нормы литературного русского языка и правила публичного речевого общения, общения с помощью языка в его устной и письменной формах
1.1. Предмет курса. Понятие языка и речи. Уровни владения языком Цель курса – дать в руки будущих специалистов необходимый и достаточный инструментарий для эффективного использования языка в решении их профессиональных задач. Язык – определенный код, система знаков и правил их употребления.
Что такое публичное речевое общение?
Может ли отдельный человек испортить язык? Сохранить язык?
Язык. Речь. Тексты Язык – определенный код, система знаков и правил их употребления Речь – деятельность людей по использованию языкового кода, употреблению знаковой системы, язык в действии
Понятие языка и речи niga_Boris_Akunin_sobranie
Язык, речь, текст Тексты – продукты речевой деятельности, создаваемые говорящим в устной или письменной форме Коммуникативная языковая компетентность – совокупность лингвистических, социолингвистических и прагматических знаний и умений, позволяющих осуществлять ту или иную деятельность с помощью речевых средств
1.1. Предмет курса. Понятие языка и речи. Уровни владения языком Тест 1. Язык - это: а) набор текстов; б) знание правил; в) знаковая система. 2. Речь – это: а) сочетание знаков; б) производство текстов; в) умение говорить
1.1. Предмет курса. Понятие языка и речи. Уровни владения языком 3. Стиль поведения в языке зависит от: а) знания языковых правил; б) общественных норм; в) языкового вкуса говорящего.
Темы для рефератов Речевые ошибки в речи публичных политиков. Культура речи в русской и других национальных традициях.
Литература Винокур Г. О. Из бесед о культуре речи // Русская речь Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком. М., 1999 (или подборка всех версий на: www gramota.ru/negovori.htnil). Костомаров В.Г., Леонтьев А.А. Некоторые теоретические принципы культуры речи // Вопросы языкознания Лингвистическая энциклопедия. М., 1990.
Литература Русский язык и культура речи: учебник для технических вузов/под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М.: Высшее образование, – 356 с. Штрекер Н. Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, – 384 с. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи [электронный ресурс]. (Учебное пособие) , 3-е изд с. – Режим доступа -
Литература Прияткина А.Ф. Русский язык. Культура речи [электронный ресурс]. (Учебное пособие. - ДВГУ, с. – Режим доступа - язык. Культура речи [электронный ресурс]. (Учебное пособие. - ДВГУ, с. Словари русского языка (большой орфографический, орфоэпический, синонимов, словарь трудностей произношения, фразеологический и др.) [электронный ресурс]. - Режим доступа - справочно-информационный портал «Русский язык»
Литература Попова Е,П. К вопросу о формировании речевой культуры в вузе. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова. М., Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980.
Задание для самостоятельной работы Подготовьте конспект по следующим вопросам: 1. Что является предметом вузовского курса «Русский язык и культура речи»? 2. Что такое язык? 3. Что является основным продуктом речевой деятельности? 4. Что такое речевая компетентность? 5. Почему у многих людей неполнота владения языковой системой не вызывает проблем?
Задание для самостоятельной работы 6. На чем основан юмористический эффект карикатуры, представленной на следующем слайде?
На чем основан юмористический эффект карикатур?