Публичный доклад в образовании: от отчетности к общественному диалогу советов Марк Агранович Руководитель Центра мониторинга и статистики ФИРО
Образование – один из основных предметов общественного диалога Образование в нашей стране традиционно является предметом особого внимания со стороны и общества, и государства. в то же время Наверное только экономика опережает образование по масштабам взаимонепонимания и ложных представлений, количеству мифов и отсутствию контакта общества и государства
Общество Государство ДИАЛОГ Система образования Отрывочные сведения, СМИ, личный опыт Данные о системе вне общественного контекста Представления и приоритеты Цели и программы реформирования Общественный монолог Декларация образовательной политики Без диалога нет взаимодействия
Одна из основных причин неэффективности общественного диалога – отсутствие достоверной информации у общества и системы образования друг о друге Почему система образования и общество не слышат друг друга?
Письмо МОН РФ от г. Публичный доклад « Публичный доклад – аналитический публичный документ в форме периодического отчета органа управления образованием или образовательного учреждения перед обществом, обеспечивающий регулярное (ежегодное) информирование всех заинтересованных сторон о состоянии и перспективах развития системы образования или образовательного учреждения» Из письма МОН РФ от «О подготовке Публичных докладов»
Зачем это нужно образовательному учреждению? Отчетность Обязательное условие участия в конкурсах Презентация своих конкурентных преимуществ Просветительская и разъяснительная деятельность Самоанализ Площадка для общественного диалога !
Основные целевые группы публичного доклада общеобразовательного учреждения: Родителям (законным представителям) обучающихся публичный доклад представляет информацию об образовательных услугах, предоставляемых учреждением, правилах и процедурах приема, условиях обучения и укладе жизни образовательного учреждения, а также об эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств. Социальным партнёрам публичный доклад представляет область и задачи сотрудничества с общеобразовательным учреждением, наиболее важные потребности общеобразовательного учреждения, возможный вклад в его развитие. Местной общественности публичный доклад дает представление об активности общеобразовательного учреждения в социуме, о его достижениях и достижениях обучающихся, а также раскрывает проблемы, требующие активного участия общественности. Для учредителя публичный доклад представляет более полную и адекватную информацию об общеобразовательном учреждении, об эффективность реализации его стратегии развития. Знакомство с публичным докладом, включение в процесс его обсуждения позволяет обучающимся осознать себя активными и равноправными участниками общественной жизни и деятельности общеобразовательного учреждения. Родители (законные представители) обучающихся УчредительОбучающиеся Социальные партнеры Местная общественность
Содержание Публичного доклада Изучение информационных потребностей целевых групп, позволит преодолеть существующие стереотипы восприятия, проявляющиеся при подготовке доклада ! Интересы целевых групп, их запрос на информацию Содержание Доклада, его структура
*Результаты исследования «"Разработка и продвижение механизмов общественного участия при формировании политики в сфере образования"» в 5 регионах РФ (НП «МАМСО) Как Вы думаете, если бы Вам предоставили полную информацию о деятельности школы, в которой учится Ваш ребенок, и Ваших правах и возможностях как родителя в ее управлении, это повлияло бы на активность Вашей позиции? %*
«Аналитический документ должен быть не только прочитан, но и обсужден, но и обсужден, и понят » и понят » R.Bartle, 2001
ЯЗЫК И СТИЛЬ ДОКЛАДА Простота и ясность языка для читателя «Структурно долевое сравнение второгодничества демонстрирует межрегиональное сходство» «В целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей обучающихся в общеобразовательных учреждениях реализуются дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих их статус образовательных программ по 10-ти основным направлениям» «Выполнено 884 пункта предписаний ОГПН и ТО «Роспотребнадзор». «За последние три года достигнуты позитивные результаты в обеспечении сохранности контингента…» «Уровень воспитательной работы соответствует количественной связи производимых доплат»
ЯЗЫК И СТИЛЬ ДОКЛАДА Единство стиля, отсутствие отрывков с «чужеродным» стилем (стилем научных статей, ведомственных документов и т.д.) «Философской основой обучения в гимназии является положение – саморазвитие человека, основанное на самоуправлении, является его правом и обязанностью жить по общим законам мира. Из этого вытекает, что социальное саморазвитие индивида, обеспечивающееся способностью к рефлексивной деятельности, ведет к реализации его прав и обязанностей в социуме. Вырабатывая интеллектуальную, нравственную энергию (определяемую нами как духовность) он выполняет вселенскую миссию, обретая независимость. Степень его свободы и комфорта определяется способностью осознанно мыслить и действовать. Жизнь человека, являющегося по сути биосоциальной подсистемой мира, бесспорно, становится средством для развития других подсистем и собственного саморазвития, следовательно, это процесс самоуправления, саморегуляции и саморазвития».
ЯЗЫК И СТИЛЬ ДОКЛАДА Уместность использования различных видов представления информации (в виде текста, графика, схемы, таблицы) с точки зрения обеспечения комфортного восприятия информации читателем « Общее количество грантовых средств – 50,9 млн. руб., в том числе: из федерального бюджета 11 млн. руб. (21,6% от общего количества грантовых средств); из окружного бюджета – 21,6 млн. руб. (42,4%); из муниципального бюджета – 18,3 млн. руб. (36%). В 2007 году муниципальные учреждения получили 69 грантов на сумму: 7 млн. руб. из федерального бюджета – 7 грантов (2006 – 4 млн. руб., 4 гранта); 11,8 млн. руб. из окружного бюджета – 27 грантов (2006 – 9,8 млн. руб., 25 грантов); 9,2 млн. руб. из муниципального бюджета – 35 грантов (2006 – 9,1 млн. руб., 52 гранта)»
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКЛАДА. Графики Понятность, информации представленной в виде графика, наличие комментариев в тексте Рис. 16. Вариативность содержания образования среднего звена.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКЛАДА. Графики Адекватность выбранной шкалы фактическому содержанию
Что можно почитать В рамках комплексного проекта модернизации образования (КПМО) было разработано «Примерное положение о публичном докладе ОУ» Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики/М.Л. Агранович и др. – М.:Аспект Пресс, 2006 С.Г.Косарецкий, Т.А.Мерцалова Организация подготовки и презентации публичного доклада образовательного учреждения. Пособие. М., 2007 г.