Разработка урока по русскому языку в 5 классе: ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК
Цель: сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения.
Ход урока
I. Беседа о языке как средстве человеческого общения. – Приходят ли к вам мысли о том, что такое язык? Много раз наблюдая за людьми, вы отмечали: один человек говорит, другой – слушает и понимает его. Мы читаем книгу, газету, журнал и тоже понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может проходить устно и письменно. И это происходит благодаря языку. -Писатель Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… Не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».
II. Работа над упражнениями 1, 2.
III. Работа над пословицами о языке, собранными В. В. Далем. · Задание. Пословицы запишите, поясните смысл, вспомните другие пословицы о языке. 1. Без языка и колокол нем. 2. Живое слово дороже мертвой буквы. 3. Хорошую речь хорошо и слушать. 4. В чужой беседе всяк ума купит. 5. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. 6. На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся!
IV. Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей.
Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков. М.В.Ломоносов
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат. А.П.Сумароков
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, которые заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса. Н.М.Карамзин
… Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем. А.И.Герцен
Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. В.Г.Белинский
Перед вами громада – русский язык. Н.В.Гоголь
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок, вместителен… А.И.Куприн
V. Сообщение учителя. Язык изучает наука лингвистика (лингва – язык). В учебнике отражены разделы науки о языке, с которыми ребята познакомятся в процессе изучения.
Домашнее задание: упражнение 3.