Язык программирования Паскаль 9 класс
Языки программирования Алгоритм на естественном языке компьютеру анализировать очень сложно, т. к. они являются недостаточно строгими. Одно и то же слово может обозначать разные понятия. Поэтому для создания программ (инструкций компьютеру) используются специально разработанные языки программирования (или алгоритмические языки).
Уровни языков программирования 1. Языки низкого уровня (ЯНУ) – машинный язык, ассемблер, - предназначены для обращения к процессору и др. устройствам. Для человека неудобны. Переносимости на другие аппаратные платформы нет. По быстродействию и экономности использования ресурсов ЯНУ являются наиболее эффективными.
2. Языки высокого уровня (ЯВУ) – ближе к человеку. Используют термины решаемых задач и не требуют знания устройства компьютера. Одна команда ЯВУ выполняет множество команд ЯНУ. Есть переносимость на другие аппаратные и программные платформы. К ЯВУ относятся: Pascal, Delphi, Basic, Fortran, Prolog, Lisp, … 3. Языки среднего уровня (ЯСУ) – сочетают возможности ЯВУ и ЯНУ. Более эффективные, чем ЯВУ, для программиста проще, чем ЯНУ, но сложнее, чем ЯВУ. К ЯСУ относятся: C, C++, Forth…
Что такое транслятор, компилятор, интерпретатор ? Транслятор (англ. translator переводчик) это программа-переводчик. Она преобразует программу, написанную на одном из языков высокого уровня, в программу, состоящую из машинных команд. Трансляторы реализуются в виде компиляторов или интерпретаторов. С точки зрения выполнения работы компилятор и интерпретатор существенно различаются.
Компилятор (англ. compiler составитель, собиратель) читает всю программу целиком, делает ее перевод и создает законченный вариант программы на машинном языке, который затем и выполняется. Интерпретатор (англ. interpreter столкователь, устный переводчик) переводит и выполняет программу строка за строкой. После того, как программа откомпилирована, ни сама исходная программа, ни компилятор более не нужны. В то же время программа, обрабатываемая интерпретатором, должна заново переводиться на машинный язык при каждом очередном запуске программы. Откомпилированные программы работают быстрее, но интерпретируемые проще исправлять и изменять.
Из истории Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль – швейцарский профессор Никлаус Вирт. Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации. Основные привлекательные черты Паскаля логичность, поддержка концепций структурного и процедурного программирования, работа с динамической памятью, возможность создания своих типов данных. Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором.
Программа на Паскале близка по своему виду к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке. алг Деление дробей цел a,b,c,d,m,n нач ввод s,b,c,d m:=a*d n:=b*c вывод m,n кон Program Division; var a,b, c, d, m, n: integer; begin readln (a, b, c, d); {Ввод} m:= a*d; {числитель} n:= b*c; {знаменатель} writeln (m, n) {Вывод} end.
Алфавит языка Паскаль Все латинские прописные и строчные буквы (A-Z, a-z); Арабские цифры (0,1, 2, … 9); Буквы русского алфавита (в сообщениях, комментариях); Специальные символы + - * / > < = ^, ;. : ( ) [ ]
C лужебные слова Cлужебное слово – слово, имеющее определенное смысловое значение. Например, PROGRAM, Begin, End, Var Заголовок программы начинается со слова Program (программа), за которым следует произвольное имя, придуманное программистом. Program ;
Раздел описания переменных Раздел описания переменных начинается со слов var (variables - переменные), за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается через двоеточия. Например: Var a, b : integer; c, d : real;
Имена ( идентификаторы ) используют для обозначения переменных, констант, типов, процедур и функций, определённых в программе. Имя может иметь и программа. Имя может состоять из любого количества букв или цифр (в MS DOS не более 8 символов), но должно начинаться с буквы. Вместо пробела в имени используют знак _(подчёркивания). В программах часто используют осмысленные имена, например, summa. Прописные и строчные буквы в именах не различимы, например, My_Name и my_name совпадают. Примеры имён (найдите неверные имена): k, HR3, x1, 4S, r3w, Фil, slog_1, F1Ц, ret, program
Виды данных : Переменные – данные, способные изменять своё значение в процессе работы программы. В программе описываются с помощью служебного слова var. Константы – неизменные данные, которыми оперирует программа. В программе описываются с помощью служебного слова const. Массивы – это ограниченная упорядоченная совокупность однотипных величин.
Типы данных Любая константа или переменная, используемая в программе, принадлежит к определённому типу. Тип задаёт: - множество допустимых значений переменных, - внутреннюю форму представления данных в памяти компьютера, - возможные операции и функции, которые могут выполняться над значениями. В языке ПАСКАЛЬ существует правило: тип явно задается в описании переменной или функции, которое предшествует их использованию.
Стандартные типы данных Данные целого типа (integer) 1. Константа целого типа – любое десятичное число, записанное без точки («+» или «-»). Диапазон от до Переменные целого типа – это переменные, принимающие в качестве своих значений константы целого типа. 3. Над данными целого типа можно выполнять арифметические операции, которые дают целый результат: а) сложение; б) вычитание; в) умножение; г) деление с отбрасыванием дробной части – DIV; (например, 5 div 3 = 1) д) получение целого остатка при делении целого данного на целое – MOD (например, 5 mod 3 = 2).
Данные действительного типа (real) 1. Константы действительного типа могут быть представлены в двух видах: с фиксированной точкой и плавающей точкой. диапазон 2.9* *10+38 Константа с фиксированной точкой может изображаться десятичным числом с дробной частью. Дробная часть отделяется от целой точкой. В математике для изображения очень больших и малых чисел используется запись числа с десятичным порядком. В Паскале они имеют следующий вид: mEp, где m – мантисса, E – признак записи числа с десятичным порядком, р – порядок числа. Например, 4Е-5, 0.547Е+3, 5.47Е+1, 54.7Е+1 2. Переменные действительного типа – это переменные, принимающие в качестве своих значений числа с фиксированной точкой или плавающей. 3. Арифметические операции: а) сложение; б) вычитание; в) умножение; г) деление.
Данные логического типа ( boolean ) 1. Логические константы – TRUE (истина), FALSE (ложь). 2. Переменные логического типа принимают одно из этих значений. 3. Для сравнения: >,,>=,
Данные символьного типа (char) Данные символьного типа позволяют представлять в программах тексты и производить над ними некоторые редакционные операции. Символьная или литерная константа – это любой символ языка, заключенный в апострофы. Символьная переменная - это переменная, принимающая значение символьной константы. Операции : >,,>=,
Раздел операторов Раздел операторов – основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечаются служебными словами begin (начало) и end (конец). В самом конце программы ставится точка. begin раздел операторов; end.
Операторы ввода Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read ( читать) или readln ( read line – читать строку). Read ( ) или readln ( ).
Операторы вывода Вывод результатов происходит по оператору write (писать ) или writeln (писать в строку). Write ( ) или writeln ( )
Операторы присваивания Арифметический оператор присваивания на Паскале имеет следующий формат: := Арифметическое выражение может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций, круглые скобки.
Правила записи арифметических выражений Запись арифметических выражений на Паскале похожа на обычную математическую запись, но 2А в математике, на Паскале 2*А. А 2 это будет А*А; или с помощью функции возведения в квадрат SQR(A). Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам (старшинству). 1. *, / 2. +, - Если есть скобки, то действие в скобках. Определите порядок действия: A + ((C – D) / (2 + K) – 1) *B
Пунктуация Паскаля Точка с запятой (;) ставится в конце заголовка программы, в конце раздела описания переменных, является разделителем операторов. Перед словом end точку с запятой можно не ставить. Запятая (,) является разделителем элементов во всевозможных списках: списке переменных в разделе описания, списках вводимых и выводимых величин.
Текст программы заканчивается точкой. В программу можно вставлять комментарии, т. е. пояснения к программе, которое записывается в фигурных скобках {}. В Паскале нет различая между строчными и прописными буквами.
Структура программы на Паскале Program имя; label; - раздел меток const; - раздел констант type; - раздел типов var ; - раздел переменных procedure; - раздел процедур function; - раздел функций Begin оператор 1; оператор 2; оператор n; End.