Язык программирования Pascal
Программа это упорядоченный список команд, необходимых для решения некоторой задачи. Языком программирования называют систему обозначений, служащую в целях точного описания алгоритмов для ЭВМ. Эти языки являются искусственными языками со строго определенным синтаксисом.
Интегрированная система Турбо Паскаль состоит из языка программирования и среды программирования. В эту систему входят: текстовый редактор; компилятор; компоновщик; загрузчик.
Интегрированная среда Турбо Паскаль запускается программой TURBO.EXE (Вр.ехе). После успешного вызова системы экран ПК приобретает вид, показанный ниже.
Алфавит и некоторые основные операторы языка Pascal Алфавит языка Паскаль включает буквы, цифры, шестнадцатеричные цифры, специальные символы, пробелы и зарезервированные слова. Буквы это буквы латинского языка, а также знак подчеркивания. Паскаль не различает прописные и строчные буквы, если только они не используются в качестве данных программы.
Цифры арабские цифры от 0 до 9. Каждая шестнадцатеричная цифра имеет значение от 0 до 15. Первые 10 шестнадцатеричных цифр обозначаются арабскими цифрами от 0 до 9. Оставшиеся 6 латинскими буквами А.. F. Специальные символы: + - * /, '. : ; [ ] { } ( ) $ # >=
Идентификаторы это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, процедур, модулей, функций и других конструкций языка. Длина идентификатора может быть произвольной, но значащими считаются первые 63 символа. Идентификатор состоит из любых букв латинского алфавита, цифр, знака подчеркивания. Идентификатор не может начинаться с цифры. Идентификатор не должен совпадать ни с одним из зарезервированных слов.
Константы. В качестве констант в Паскале могут использоваться целые вещественные и шестнадцатеричные числа, логические константы, символы, строки символов. Целые числа могут принимать значения от до ( ). Если целочисленная константа выходит за рамки указанного диапазона, то компилятор выдает сообщение об ошибке. Вещественные числа записываются с использованием десятичной точки и/или экспоненциальной части. Символьная константа это любой символ ПК, заключенный в апострофы. Например: 'z' символ z.
Переменные можно сравнить с устройством, способным хранить элемент информации, например, число. Во время выполнения программы содержимое этого устройства может меняться.
Операция присваивания. В результате присваивания переменная получает конкретное значение. Имя Пременной:=Выражение := оператор присваивания языка Паскаль.
Выполнение инструкций присваивания заключается в следующем: вычисляется результат выражения, находящегося справа от символа «:=»; вычисленное значение записывается в переменную, имя которой стоит слева от символа «:=». Пример. Counter:=0; Pi:= ; z:=(rl+r2)/(r2*rl); d:=b*b-4*c*a;
Выражение состоит из операндов и операторов. Операторы находятся между операндами. Операндами выражений могут быть числа (константы) и переменные. Операторы обозначают действия, выполняемые над операндами.
Арифметические операторы, которые применяются для записи алгебраических выражений на Паскале:
Правила выполнения операторов: Операторы *,/, div, mod имеют более высокий приоритет и выполняются раньше, чем операторы + и -. Если приоритет операторов одинаков, то оператор, стоящий левее, выполняется раньше. Для задания любого нужного порядка выполнения операций в выражениях можно использовать скобки.
Пример. Математическая запись функции имеет вид: Запись этой функции на Паскале: Y:=(2*x)/(x+3)
Cтруктура программы на языке Pascal Любая программа (или программная единица процедура или функция) на Паскале состоит из трех основных разделов: Раздел заголовка Раздел описаний Раздел исполняемых операторов (тело программы)
Заголовок состоит из зарезервированного слова program, после которого следует собственно имя программы. В конце обязательно ставится знак ;. Описание переменных начинается с зарезервированного слова VAR, а описание констант (если они используются) CONST. Тело программы - раздел исполняемых операторов. Оформляется операторными скобками: begin... end. Все операторы, реализующие алгоритм, должны помещаться между этими операторными скобками.
Структура программы Pascal имеет вид: Program ИмяПрограммы; Var...; Begin … End.
Типы данных языка Паскаль Для всех переменных в программе должен быть определен их тип. Целый Integer значением переменной этого типа может быть целое число из отрезка [-32768; 32767]. Вещественный Real значением переменной этого типа может быть вещественное число, модуль которого принадлежит отрезку [2, ; 1, ]. Логический Boolean переменная этого типа может принимать только два значения: истина (true) или ложь (false). Символьный Char значением переменной этого типа может быть любой символ из набора ASCII-символов.
Составной оператор это последовательность произвольных операторов программы, заключенная в операторные скобки зарезервированные слова Begin... end. Begin … begin … end; … end End. Символ « ; » называется пустым оператором и означает окончание предшествующего ему оператора.
Операторы Оператор вывода – Write( ); или Writln( ) Оператор ввода – Read( ); или Readln( ) Оператор присваивания - := Для вывода вещественного значения используют форматы вывода. Например: Write(D:5:2 ), где первая цифра – количество знаков в числе, вторая – количество знаков после запятой.
Линейный алгоритм Задание. Составить программу. Даны переменные А и В. Требуется обменять их значения, т.е. переменная А должна получить значение В, а В значение А. Program Obmen; Var a,b,dop:integer; Begin Write(Введите значения двух переменных a,b ); {Значения можно вводить через пробел или запятую} Readln(a,b); dop:=a; a:=b; b:=dop; Writeln(a=,b,b=,a); End.
Оператор условного перехода if then ; if then else ; if then begin end; else begin ; end;
Ветвящийся алгоритм Задание. Составить программу. Вычислить значение Y: x+2, если x
Оператор цикла с параметром а) шаг равен +1 For := to do ; б) шаг равен -1 For := downto do ;
Оператор цикла с параметром Пример. Вычислить сумму натуральных чисел: S=1+2+3+…+N. Program Sum1; var n:integer; Begin write(n); readln(n); S:=0; for i:=1 до n do S:=S+i; writeln(S); End.
Оператор цикла с постусловием repeat ; … until ;
Оператор цикла c постусловием Пример. Составить программу, которая вводит символ и выводит на экран его код. Функция Ord(ch) – возвращает код символа ch в ASCII-таблице Program Symbol; var ch:char ; const Cr=13 ; Begin repeat write(ch); readln(ch); writeln(Ord(ch)); until Ord(ch)=Cr; End.
Оператор цикла с предусловием while do ;
Оператор цикла с предусловием Пример. Дано натуральное число N. Просуммировать это число 5 раз. Program Kol; var k,N,S:integer; Begin write (N); readln(N); S:=0; k:=0; while k
Для управления работой циклическими операторами существуют две процедуры: BREAK - немедленный выход из цикла, управление передается оператору, стоящему сразу после тела цикла; CONTINUE - обеспечивает досрочное прохождение цикла, эквивалентна передаче управления в конец циклического оператора.