Тематика конференции «Языкознание для всех» 2014 г. Традиционное и новое в формате проведения конференции
Этапы развития конференции 1997 г. – внутришкольный уровень 2002 г. – городской уровень 2005 г. – появление межрегиональной и международной части конференции 2007 г. – проведение конференции по эгидой РОПРЯЛ 2011 г. – проведение конференции в рамках проекта фонда «Русский мир»
Методические особенности конференции: 1) ежегодное изменение общей темы («Язык и история», «Язык и политика», «Язык в диалоге культур»…), 1) информирование на предыдущей конференции о круге вопросов для исследования к следующей конференции, 2) показ на открытии каждой следующей конференции фильма о предыдущей, 3) разнообразие форм работы на конференции (кроме выступлений с докладами)
Методы языковедческой учебно- исследовательской работы 1.Метод самонаблюдения (интроспекция) – обращение исследователя к собственному языковому опыту(субъективность). 2. Метод наблюдения- исследование письменных и устных текстов в условиях реальной коммуникации. Его продолжение – описательный метод. 3. Лингвистический анализ художественного текста. 4. Корпусной анализ Сравнительный и сравнительно-исторический анализ. 6. Лингвистический эксперимент (носителей языка ставят в какую-то смоделированную ситуацию и фиксируют их поведение). Ассоциативный эксперимент, анкетирование, интервью.
Критерии оценки докладов 1. Постановка цели и задач, логика изложения, наличие самостоятельных исследований, творческий подход в решении задач (до 25 баллов) 2. Мастерство презентации (культура речи, наглядность, иллюстративность…) (до 15 баллов) 3. Ответы на вопросы аудитории, если они были (до 10 баллов) 4. Оформление письменного варианта доклада (до 10 баллов) Максимальное итоговое количество баллов - 60
Тематика конференций разных лет 2002 г. – «Язык средств массовой информации» 2003 г. – «Язык и юмор» 2004 г. – «Язык и политика» 2005 г. – «Язык и история» 2006 г. – «Языковые контакты» 2007 г. – «Лингвистика на стыке наук» 2008 г. – «Языковой вкус эпохи» 2009 г. – «Язык и норма» 2010 г. – «Язык в диалоге культур» 2011 г. – «Образование в зеркале языка» 2012 г. – «Язык и профессия» 2013 г. – «Лингвистика каждого дня» 2014 г. – «Язык как инструмент познания мира»
«Языкознание для всех»-2014: «Язык как инструмент познания мира» Рекомендуемые направления исследования и примеры подходящих тем прошлых лет: Разные языки – разные языковые картины мира (опора на лингвокультурологическую терминологию: языковая картина мира, концепт, национальный стереотип и др.) Русские прецедентные феномены как выразитель казахстанского культурного пространства(на материале СМИ) Токенова Диана Гимназия 5 Казахстан, Астана, 2013 Междометные выражения с упоминанием бога и черта в русском, английском, французском и японском языках Соколова Дарья, Ермакова София СОШ Словесный образ времени в русском и других языках Суриков Дмитрий Гимназия Структурно-семантический анализ прилагательных белый/чёрный, белы/чорны в русском и белорусском языках Петюль Виктория Гимназия 22 Минск 2010 Семантическое поле слова «друг» в английском и русском языках Андреев Александр Московский кадетский казачий корпус им. Шолохова 2009
Направления конференции 2014 (продолжение 1) Познание мира через язык науки (на примере одной из наук; возможно сопоставление языкового материала из разных наук) Как английский язык помогает лучше разобраться в ядерной физике Родкин Илья Гимназия Диалог языков и культур в математических терминах Змеевская Дарья, Иванова Снежана, Метельская Анастасия, Юлова Людмила В поисках света (понятие «свет» в разных предметных областях школьного обучения) Дроздова Татьяна, Демидова Дарья ЦО
Направления конференции 2014 (продолжение 2) Язык разных поколений, «старшая» и «младшая» нормы: проблемы в общении «отцов и детей» Разнообразие речи подростков в типовых повседневных ситуациях. Пути и способы установления контакта для успешного общения, а также предотвращения коммуникативных неудач Сулейманов Артур, Богданов Артем ЦО Слова и выражения советской эпохи в восприятии современных школьников Крылова Алиса Гимназия
Направления конференции 2014 (продолжение 3) По-разному ли видят мир мужчины и женщины? Специфика отражения событий, чувств, отношений и в языке мужчин и женщин Особенности речи школьников в мужской и женской дореволюционной гимназии (на материале книг А. Бруштейн «Дорога уходит в даль…» и Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания) Давыдова Алина Гимназия Гендерные и возрастные особенности в языковом восприятии цвета Горбаненко Евгения НП школа «Президент» 2010 Лексические предпочтения в мужской и женской речи Шуваева Анастасия Гендерные особенности использования имен прилагательных в молодежных объявлениях о знакомстве Лифатова Дарья Гимназия
Направления конференции 2014 (продолжение 4) Язык писателя как основа понимания его художественного мира Язык лорда Байрона: исторические изменения и индивидуальное своеобразие. Птахина Арина Гимназия Речевой портрет реального человека (можно известного – политика, актера; можно неизвестного – одноклассника, учителя, родственника) или героя художественного произведения. Отражение индивидуальных особенностей мышления и характера человека в его речи Психологический и лингвистический портрет участника интернет- сообщества "В Контакте" Живоглазова Кристина СОШ Специфика ораторского искусство В. Ленина, Л. Троцкого, И. Сталина. Полянская Надежда Ермаков Игорь
Направления конференции 2014 (продолжение 5) Воздействие языка СМИ, Интернета, рекламы на современные представления россиян (жителей других стран) о мире Эвфемизмы как средство речевого воздействия в СМИ Авдеев Дмитрий АНО гимназии «Эллада» 2013 Способы воздействия политических текстов на читателя (на основе белорусской и российской печати) Палевич Ольга Гимназия 1 им. Ф. Скорины Минск 2007 Приемы языкового манипулирования в молодежных СМИ и языке молодежи Круглов Матвей Лицей Современный Казахстан в метафорическом отображении (на материале казахстанских СМИ) Рыскильдина Диана Гимназия 5 Казахстан, Астана 2013
Направление-проблема-тема учебно- исследовательской работы Направление исследования – объемное исследовательское пространство, которое может быть задано различными языковыми уровнями, сферами функционирования языка или разделами лингвистики Проблема -- противоречие, которое необходимо разрешить. Научный руководитель подталкивает школьника к обнаружению этих противоречий через рефлексию, путем анализа языкового материала, путем постановки проблемных задач. Проблема в изучении русского языка, которая уточнена и конкретизирована, исследование которой предложено на конкретном языковом материале, превращается в тему исследовательской работы.
Типичные недостатки формулировок темы исследования В формулировке не отражается проблема исследования (пренебрежение проблемностью часто сводит работу к реферату) Слишком «широкая» формулировка темы Нарочитое наукообразие в формулировке темы Публицистический характер формулировки
Возможные темы круглых столов на конференции 2014 г. Общая тема – «Язык как инструмент познания мира» Круглые столы для школьников Что означает фраза: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек»? Как вы понимаете выражение «русский взгляд на мир» (что значит «смотреть на мир по-русски»?) Научная и наивная языковая картина мира: в чем отличия? Как язык СМИ влияет на наше восприятие информации? Круглый стол для учителей на тему: «Активные процессы в современном русском языке (в том числе в языке зарубежных соотечественников) и отражение новых реалий».
Мини-проекты самые для самых активных участников дискуссий на круглых столах: Примеры мини-проектов прошлых лет: «Языковой портрет слова» «Составьте «языковой портрет слова» (надо вытянуть карточку с одним из слов: мастер, яблоко, язык). Самостоятельно выберите форму презентации (научный доклад, спор двух ученых-лингвистов, журналистское расследование, сказка- шутка и т.п.) «Разговор в песочнице» «Сконструируйте «детский» разговор с ошибками на тему «В гостях» («В зоопарке», «У врача») и дайте его научный анализ».
Предлагаемые нововведения на конференции 2014 г.: Привлечение к участию в конференции школьников из дальнего зарубежья (учащихся посольских школ в Москве) Привлечение к выступлению с докладами на конференции учителей (сделать отдельную учительскую секцию)
Подача заявок на участие в Международной научно- практической конференции школьников «Языкознание для всех» Предварительную заявку на участие необходимо подать на информационном сайте конференции (см. WEB-страницу кафедры языкознания Московского института открытого образования) до 1 декабря 2013 г. (иногородним участникам – до 20 ноября 2013 г.), в ней указать: ФИО, класс, номер школы автора и ФИО научного руководителя, тему, по возможности - цели и задачи работы, контактную информацию. Окончательная заявка должна быть подана на том же сайте до 20 января 2014 г. В заявке указываются: ФИО участника, класс, школа, округ (город), домашний (мобильный) телефон, , тема, цели и задачи работы, краткие тезисы доклада (до двух страниц, шрифт 14, межстрочный интервал -1), ФИО научного руководителя, его домашний (мобильный) телефон и , ФИО директора школы. Заявка на доклад учителя подается в аналогичном формате (без тех сведений, которых в данном случае не может быть).
Спасибо за внимание! Кафедра языкознания МИОО Телефон кафедры: 8 (499) Электронный адрес кафедры: