Мультимедийная презентация урока русского языка в 6 классе по теме «Основные способы словообразования» Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 6» г.Нефтеюганска Андреева Лариса Владимировна
УМК Оборудование Мультимедийный проектор. Компьютер. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы.-М.:Просвещение,2011.
Тип урока Урок изучения нового материала (первый урок по теме «Основные морфемные способы словообразования») Цель Познакомить учащихся с основными морфемными способами словообразования Задачи 1) Сформировать представление о морфемных способах образования слов в русском языке. 2) Развивать логическое мышление посредством выполнения лингвистических задач. 3)Развивать исследовательские умения обучающихся: умение анализировать, делать выводы, обобщать, умение работать в группе.
Методы обучения Частично-поисковый, наглядный, словесный, проблемный. Формы обучения Фронтальная, коллективная: парная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа. Приёмы деятельности учителя Организация проблемно-поисковой работы учащихся, самостоятельной работы обучающихся, оценка работы обучающихся, коррекция.
Используемая технология Технология развития критического мышления Результат урока ЗнатьОсновные морфемные способы образования слов в русском языке Уметь Правильно определять способ образования слов; образовывать слова морфемными способами.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Структурный компонент урока Время (мин.) Действия учителяДействия учеников 1. Стадия вызова (активизация деятельности каждого ученика) 6 мин.Учитель предлагает ответить на вопрос: Какие ассоциации возникают со словом «словообразование»? (Используется прием «дерево ассоциаций»).«дерево ассоциаций»). На доске приготовлен макет дерева. Учитель фиксирует каждый ответ учащегося, дополняя новую ветку. Попутно учитель просит детей дать определение понятий: приставка, суффикс, окончание, основа, корень. Ученики называют ассоциации и попутно дают определение названных понятий.
2.Стадия осмысления (Цель: организация активного восприятия, получение новой информации, установление связей с уже изученным материалом) 11 мин Учитель предлагает учащимся поработать с текстом учебника, используя прием «Инсерт». На доске вынесены основные положения данной таблицы. основные положения Учитель задает вопросы: Что вы знали? Что узнали нового? Что не поняли? Попутно с ответами ученика учитель на доске заполняет «кластер-дерево» (ветви – это способы образования слов). «кластер-дерево» Ученики читают параграф 26 учебника, делают карандашом на полях пометки основных положений таблицы. Ученики отвечают на вопросы учителя.
3. Применение нового материала на практике (Цель: закрепление понимания нового материала) 10 мин. Учитель предлагает учащимся для работы в группе определить способ образования данных слов и заполнить кластер-дерево примерами (макет кластера с цветными фигурами на столе у каждой группы ).данных слов макет кластера Если есть ошибки в ответах групп, то учитель корректирует несоответствия и помещает фигуры со словами на нужную ветку. Ученики каждой группы выполняют задание. Затем каждая группа демонстрирует свой кластер.
4.Рефлек- сия (Цель: проверить усвоение темы, коррекция) 7 мин.Учитель предлагает ученикам с помощью приема «верите ли вы»(верные и неверные утверждения) ответить на вопросы таблицы (заготовки таблицы на столе у каждого учащегося.«верите ли вы» После взаимопроверки учитель корректирует ошибки. Ученики самостоятельно расставляют в таблице варианты своего ответа, затем путем взаимопроверки сверяют правильность выполнения работы по ключу, оценивают работу по критериям, данным учителем по критериям
3мин Учитель предлагает ученикам задать вопросы по изученной теме и ответить на них. Ученики задают вопросы и отвечают. 5.Домашнее задание (Цель: дать установку на отработку определённых умений) 3мин Учитель предлагает дифференцированное домашнее задание. домашнее задание. Знакомит с критериями оценки домашнего задания: «5» – 1 задание; «4» – 2 задание; «3» - 3 задание. Ученики записывают домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению. Ученики должны сами сделать выбор, какое задание выполнить.
Прием «Инсерт» V -УЖЕ ЗНАЛ + -НОВОЕ ? -НЕ ПОНЯЛ, ЕСТЬ ВОПРОСЫ
Щебет, подорожник, орешник, восход, сверхгигант, пригородный, березка, игра, беспорядок, призвук, приморский, барабанщик
1.Верите ли вы, что сущ.синь и высь образованы от прилагательных бессуффиксным способом? 5. Верно ли, что если прибавить к слову суффикс, то оно будет образовано бессуффиксным способом? 2.Верно ли, что сущ. подорожник, подоконник образованы приставочно- суффиксальным способом? 6. Верите ли вы, что слово слушатель образовано суффиксальным способом? 3.Верно ли, что, если к слову одновременно присоединить приставку и суффикс, этот способ образования слов называется суффиксальным. 7. Верите ли вы, что в словах подорожник и подоконник приставка по- ? 8. Верно ли, что слово восход образовано приставочным способом? 4.Верно ли, что сущ. восход, завал образованы приставочным способом? 9.Верно ли, что слово приехать образовано приставочным способом? 10. Верно ли, что слова свист и вода образованы бессуффиксным способом?
1.Да 2.Да 3. Нет 4. Нет 5. Нет 6. Да 7. Нет 8. Нет 9. Да 10.Нет Критерии оценки: «5» – 10; «4» - 9; «3» – 8-7; «2» - 6 и меньше
Домашнее задание 1.Написать мини-сочинение на тему «Зима», используя слова с разными способами образования. 2.Подобрать по 5 слов к каждому морфемному способу образования. 3.Выполнить упр. 138 стр.59.