От экспериментальной школы-лаборатории к общероссийскому движению творческих педагогов Алексей Сергеевич Обухов, к.пс.н., профессор, заведующий кафедрой психологии образования МПГУ, руководитель научных программ Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», гл. редактор журнала «Исследователь/Researcher», методист лицея 1553 «Лицей на Донской»
основан в 1992 году как экспериментальная школа-лаборатория 1333 «Донская гимназия» на базе сектора Природы Земли и Космоса ДНТТМ директор-основатель – к.пс.н. Леонтович А.В. первое занятие 13 января 1992 года – класс 19 человек, начало набора во второй класс (вечернее отделение) 1992 – 1993 – первый выезд в Крым; первая экспедиция; первые исследовательские специализации; первые поездки по древним городам; первые зимние выезды в деревни Русского Севера; первое посвящение в гимназисты; первые спектакли; первая выездная учеба…
до 2001 – 75 учащихся (по 25 человек в 9, 10 и 11 классах) преобразован в лицей в 2001 году, открыты 8-е классы, директор к.б.н. Калачихина О.Д., увеличение числа учащихся до 100 расширение до 7 класса и постоянное увеличение числа учащихся с 2008 года получил собственное здание в 2010 году в 2012 году – учащихся около 400
МИССИЯ Лицея - удовлетворение образовательных запросов подростков и их родителей из Москвы и ближайшего Подмосковья, ориентированных на приобретение детьми широкого общего образования, подразумевающего широкий кругозор, самоопределение в поле национальных и мировых культурно-исторических ценностей, овладение основами систематики основных областей естественных и гуманитарных наук, искусств, ориентацию на выбор профессии, связанной с умственным трудом; обеспечение образования, воспитания и развития учащихся в соответствии с требованиями общества XXI в., социализацию и профессиональную ориентацию молодых людей, формирование нравственной и патриотической позиции учащихся. Важной составляющей миссии лицея является трансляция накопленного опыта в массовую образовательную практику.
Концепция лицея развитие исследовательской деятельности учащихся как образовательная технология персоналистический подход (уникальная личность в уникальных условиях) и идея развития субъектности диалогичность в системе коммуникации «коллега – коллега» развитие при оптимальном соотношений традиций и новаций
Учебно-исследовательская деятельность: творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения (или понимания) неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является развитие исследовательской позиции к миру, другим и самому себе, а также или расширение мировоззрения
Исследовательские специализации как модель научных школ Естественные и точные науки Биогеохимия Геология Экспериментальная биология Химия Генетика Экспериментальная физика Математика Основы конструирования Основы робототехники Гуманитарные науки Фольклористика и этнография Социокультурная психология и антропология Мифология и семиотика Введение в философию История архитектуры Польский язык Лаборатория неузуального словообразования Лингвистика. Язык в современном мире Методы исторического исследования Теоретическое и практическое литературоведение История европейского стиха История и культура религий Микроэкономика и др.
Регионы комплексных экспедиций 1992 – Кольский полуостров 1993 – Белое море, Кандалакшская губа 1994 – северный Байкал 1995 – Белое море, Калгалакшский залив 1996 – Кенозеро, Архангельская область 1997 – Кенозеро, Архангельская область 1998 – Лекшмозеро, Архангельская область; Волговерховье 1999 – Кенозеро Архангельской области; оз. Телецкое на Алтае 2000 – Кенозеро Архангельской области; Восточные Саяны Бурятии 2001 – Кенозеро и Онежская губа Белого моря, Архангельская область 2002 – Пяжозеро и Пинега Архангельской области 2003 – Республика Алтай, Телецкое озеро и Улаганский район 2004 – Терский берег Белого моря 2005 – Байкал и Забайкалье 2006 – Карелия 2007 – Башкирия 2008 – Республика Алтай 2009 – Мезень, Архангельская область 2010 – Байкал, Бурятия 2011 – Онежское озеро
Историко-культурологические выезды, походы, поездки Киев, Львов, Одесса Владимир, Боголюбово, Суздаль, Муром и Карачарово Кострома и Сусанино Тула и Ясная Поляна Ярославль, Тутаев, Рыбинск, Ростов Великий, Борисоглебск, Углич, Перславль-Залесский Вологда, Прилуки, Кириллов, Ферапонтово Рязань Калуга и Обнинск, Боровск Смоленск Великий Новгород Псков, Изборск и Пушкинские горы Архангельск, Каргополь и Каргополье, Лекшмозерье, Кенозерье Санкт-Петербург, Гатчина, Пушкин, Петергоф, Павловск, Репино, Орешек, Выборг, Старая Ладога и др. Подмосковье: Сергиев Посад, Абрамцево, Радонеж, Ключи, Звенигород, Волоколамск, Дмитров, Новый Иерусалим, Коломна, Боблово, Клин, Шахматово, Архангельское, Суханово, Серпухов, Поленово, Таруса Крым – Южный берег, Херсонес Таврический, пещерные города и др. Сочи и Абхазия Приэльбрусье, Тебердинский заповедник, Кисловодск, Пятигорск, Шаджатмаз Борок (Рыбинское водохранилище) Балтийск и Балтийская коса Камчатка Екатеринбург, Кунгурские пещеры и Соликамск, Пермский край Карелия Самара Тверская область Карпаты Варзуга и др. села Терского берега Кольского полуострова, Соловки Чита Горные походы: Катуньские белки Алтая, Восточный Саян, Тян-Шань, Приэльбрусье, Приполярный Урал, Южный Урал, Ловозерские тундры и Хибины, Крым и др. Байдарочные походы: р. Вогуша, р. Истра, р. Южная Шуя, р. Б. Сестра, оз. Кереть, р. Мста, р. Жиздра, р. Киржач, р. Клязьма, р. Березайка, Иваньковское водохранилище, Западная Двина и мн. др.
Международные выезды и экспедиции Поездки на выставки и конференции: Лондон, Великобритания (2 выезда) Брюссель, Бельгия (2 выезда) Рим, Милан, Италия (2 выезда) Барселона, Испания Прага, Хрудим, Чехия (4 выезда) Братислава, Словакия София, Болгария Стамбул, Турция (2 выезда) Кувейт Мехико, Пуэбло, Веракруз, Мексика (3 выезда) Лима, Перу (2 выезда) Рио-де-Женейро, Бразилия Кейптаун, ЮАР Тайбэй, Тайвань Гонконг Сингапур Экспедиции: Турция – исследование античных городов и геологических объектов Болгария – археологические экспедиции Мексика – комплексные экспедиции геологии и социокультурной психологии и антропологии Выезды специализаций: Израиль Армения Франция Швеция, Норвегия, Финляндия Польша Литва Турция
Лицей сотрудничает с институтам РАН и РАО, вузами, ООПТ, музеями и др. учреждениями и профессиональными сообществами
В 2012 году в Лицее 19-й выпуск В Лицее выполнено более 1000 работ, многие из которых опубликованы в российских и зарубежных научных журналах. Среди выпускников – более 50 кандидатов наук в различных областях естественных и гуманитарных наук, успешно работающих в университетах, исследовательских институтах, на производстве, в бизнесе.
Вехи развитие учебно-исследовательской деятельности в образовании с 1992 года – построение модели в рамках экспериментальной школы-лаборатории «Донская гимназия» (лицей 1553 «Лицей на Донской») и ДНТТМ МГДД(Ю)Т (исследовательские специализации, экспедиции, индивидуальные исследовательские работы) с 1993 года – создание модели экспертного сообщества и предметного взаимодействия практиков и учащихся – Всероссийские чтения юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского с 1996 – публикации опыта во всероссийских педагогических изданиях («Народное образование», «Школьные технологии», «Завуч», «Директор школы» и др.) 2001 – оформление Концепции развития исследовательской деятельности учащихся
Вехи развитие учебно-исследовательской деятельности в образовании 2002 – создание журнала «Исследовательская работа школьников» с 2002 – ГЭП «Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся» с 2005 – проведение Общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» 2005 – начало издания библиотеки журнала «Исследовательская работа школьников» с 2006 – начало международных проектов по развитию исследовательской деятельности учащихся 2007 – учреждение Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь» (в 2012 – 57 региональных отделений) с 2008 – проведение Международной исследовательской школы с 2008 – ГЭП «Становление субъектной позиции учащихся и педагогов как условие повышения качества образования» 2009 – преобразование журнала в «Исследователь/Researcher» с 2010 – проведение российско-мексиканских исследовательских экспедиций
Темы общероссийской дискуссии: 2005 – выявление существующего спектра теоретических подходов и практик организации исследовательской деятельности учащихся; объединение специалистов из разных предметных областей, теории и практики; 2006 – выработка общей понятийной системы, определение антропологических оснований исследовательской деятельности в образовании и ценности ее для становления субъектной позиции личности; 2008 – проблема метода и методики организации исследовательской деятельности учащихся в различных предметных областях; 2009 – проблема возрастных особенностей развития исследовательской деятельности; 2011 – проблем подготовки педагога к исследовательским методам обучения – проблема продуктивного использования исследовательской деятельности учащихся в массовой образовательной практике
VI-я конференция состоится в ноября 2012
Журнал «Исследовательская работа школьников» (2002 – 2008)
Индекс: – полугодие год
Библиотека журнала
Библиотека журнала
«Энциклопедии» ИДУ в стране
Сотрудничество с MILSET Международные экспедиции Участие в выставках МИЛСЕТ по всему миру Международная исследовательская школа Сетевые исследовательские проекты 2010 – «Экспо-Наука Европа» в Москве 9–я выставка «Экспо-Наука Европа 2012» в Туле
5-я Международная Исследовательская Школа 24 июня - 4 июля 2012 Москва-Звенигород