Заседание районного методического объединения учителей русского языка и литературы. Тема: «Метапредметность – одно из требований новых образовательных стандартов». г. Выкса 2012 г.
Обсуждение метапредметных уроков
Методическое объединение учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ 9 Маслова В.В. – заместитель директора по УВР (курирующий администратор). Спирина Т.В. – высшая квалификационная категория, руководитель ШМО. Грачёва В.К. - высшая квалификационная категория. Чернышёва Г.В. - высшая квалификационная категория. Гаврилина Т.Е. – первая квалификационная категория. Песьякова М.В. – первая квалификационная категория. Ладугина А.С. - первая квалификационная категория. Шагова Н.Д. – учитель русского языка и литературы. Гордеева Е.В. - учитель русского языка и литературы.
Методическая тема объединения: «Развитие творческого потенциала и самореализации личности на уроках русского языка и литературы».
Метапредметность – одно из требований новых образовательных стандартов.
«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто» К.Д. Ушинский
Вести с уроков
Смена парадигм образования « Знаниевая » « Знаниевая » парадигма образования « Деятельностная » « Деятельностная » парадигма образования
Смена парадигмы в космологии Геоцентрическая система Мира Геоцентрическая система Мира Птолемей Птолемей Земля находится в центре Мира Земля находится в центре Мира Солнце и другие «планеты» вращаются вокруг нее Солнце и другие «планеты» вращаются вокруг нее Гелиоцентрическая система Мира Гелиоцентрическая система Мира Н. Коперник В центре Мира – Солнце В центре Мира – Солнце Земля и другие планеты вращаются вокруг него Земля и другие планеты вращаются вокруг него
Основная дидактическая проблема В «Знаниевой» парадигме образования: Отбор Отбор «содержания образования» = Учебного материала = Предметов учебной деятельности Стратегия: Информирование В «Деятельностной» парадигме образования: Отбор Отбор «содержания образования» = Средств учебной деятельности = Способов деятельности Стратегия:Оспособление
Проектирование образовательного процесса в разных парадигмах Предмет Способ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 Способ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 Способ Предмет -1 Предмет -2 «Знаниевая» « Деятельностная »
Основной методический вопрос В «Знаниевой» парадигме образования: В какой деятельности проверить «знание» предмета? В какой деятельности проверить «знание» предмета? В «Деятельностной» парадигме образования: На каком предмете проверить «знание» деятельности? На каком предмете проверить «знание» деятельности?
способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности, средство формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.
Промысливание, прослеживание происхождения понятий Материал по предмету ПОНЯТИЯ! Рефлексия собственной мыслительной деятельности
Мыследеятельностный тип интегрирования традиционного учебного материала Обычный учебный материал переорганизуется в соответствии: с логикой развития базовой организованности деятельности и мыследеятельности (знания, знака, проблемы, задачи и др.), которая надпредметна и носит универсальный характер; обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой формирования определенных способностей, позволяющих работать с той или другой организованностью.
Метапредмет «Знак»: формируется способность схематизации
Метапредмет «Знание»: способность работать с понятиями как особой формой знания, осваивать универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале
Метапредмет «Проблема»: освоение техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, развивитие способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.
Метапредмет «Задача»: знание о разных типах задач и способах их решения, формирование способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Метапредметный урок – это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося.
Знание «пройденного» учебного материала Свободное мыслительное дело-действие
Метапредметные (компетентностные) результаты образовательной деятельности Овладение способами деятельности, применимыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов ( А.А.Кузнецов ).
ЗНАЧЕНИЕ! Переорганизация учебного курса; Актуализация программного материала; Преобразование стиля преподавания; Свобода и Творчество!
Система универсальных учебных действий в рамках Госстандарта нового поколения Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
ПУТИ формирования МЕТАЗНАНИЯ: использование межпредметных связей; реализация интегративного подхода.
Технологии, методики, подходы, ориентированные на развитие метазнаний: развивающее обучение; проблемное обучение, проектное обучение, КМ и др.
ДИСКУССИЯ Тема для обсуждения: Внедрение МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ в образовательный процесс: РИСКИ и ЭФФЕКТЫ.
Спасибо за внимание!