Шумерские мифы
Миф в литературе сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.
Месопотамией ( Междуречьем ) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом. Самоназвание этой области – Сеннаар. Центр развития древнейшей цивилизации находился в Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, а южная – Шумер.
Откуда пришли шумеры – до сих пор неизвестно, но согласно легенде, распространенной среди самих шумеров, с островов Персидского залива. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками не установлены.
Шумер одна из древнейших известных нам цивилизаций. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо, письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг, и даже пивоварение.
Гильгамеш и Страна Жизни ( Гора бессмертного ) Повелитель Урука Гильгамеш пребывает в мрачном настроении, его мучают мысли о смерти. Тогда он решает, что если ему и суждено, как всем смертным погибнуть, то он, по крайней мере, восславит свое имя, прежде чем уйти в " страну без возврата ". Он намерен отправиться в далекие горы, срубить там кедры и доставить их на родину. Гильгамеш раскрывает свои планы верному слуге Энкиду, но тот советует хозяину вначале оповестить бога солнца Уту, которому принадлежит та страна.
Инанна и Шукаллетуда Жил - был когда - то один садовник по имени Шукаллетуда. Он очень старательно возделовал свой сад, поливал деревья и грядки, но все его усилия оказывались тщетными - сухой ветер пустыни иссушал почву и растения гибли. Измученный неудачами Шукаллетуда обратил взор к звездным небесам и стал просить божественного знака. Наверное, он получил веление богов, потому что, посадив в саду дерево сарбату ( происхождение неизвестно ), которое простирает тень свою с запада на восток, Шукаллетуда получил желаемый результат - все растения в его саду расцвели пышным цветом.
Миф о потопе К сожалению, табличка, на которой был записан миф, сохранилась не полностью, и начало мифа отбито. Мы можем восполнить смысл недостающих фрагментов по его более поздней вавилонской версии. Она вставлена, как рассказ, в эпос о Гильгамеше " О все видавшем …". Первые читаемые строки повествуют о сотворении человека, о божественном происхождении царской власти и об основании пяти старейших городов. Далее речь идет о том, что на совете богов было принято решение наслать на землю потоп и уничтожить все человечество, но многие боги огорчены этим. Зиусудра, правитель Шуруппака, представляется набожным и богобоязненным царем, который пребывает в постоянном ожидании божественных снов и откровений. Он слышит голос бога, скорее всего Энки, сообщающий ему о намерении богов " уничтожить людское семя ".
Бог Адад VIII век до нашей эры Адад, Ишкур (" ветер "), в шумеро - аккадской мифологии бог грома, бури и ветра, сын бога неба Ану. Бог олицетворял как гибельные, так и плодоносные силы природы : губящие поля наводнения и плодородный дождь ; в его же ведении засоление почв ; если бог - ветер забирал дождь, начинались засуха и голод. Согласно мифам об Ададе, потоп начался не из - за наводнения, а был результатом дождевой бури, поэтому понятен один из постоянных эпитетов бога " господин плотины небес ". С образом бога бури связывался бык как символ плодородия и неукротимости одновременно. Эмблемой Адада служил двузубец или трезубец молнии. В семитской мифологии ему соответствует Баал, в хуррито - урартской Тешуб.
Бог Ашшур Рельеф, IX век до нашей эры Ашшур, в аккадской мифологии центральное божество ассирийского пантеона, первоначально покровитель города Ашшур. Его именуют " владыка стран ", " отец богов " и считают отцом A н y; его жена Иштар Ашшурская или Энлиль. Ашшур почитался как вершитель судеб, военное божество и божество мудрости. Эмблемой бога служил крылатый солнечный диск над священным древом жизни, а на памятниках II I тысячелетий до нашей эры Ашшура изображали с луком, наполовину скрытого крылатым диском солнца, он словно парит в его лучах.
Инанна Инанна (" владычица небес "), в шумерской мифологии богиня любви, плодородия и распри. Ее символ пучок тростника ; она часто изображалась с сияющими солнечными лучами вокруг головы.
Азазель или Азазелло, негативный персонаж древней семитской и иудейской мифологии, демоническое существо. Упоминания об Азазеле можно встретить в Библии, в главе, описывающей ритуал " дня искупления ". В некоторых легендах именем Азазеля называют Сатану. Азазель - традиционное имя беса, которое можно встретить на страницах литературных произведений.
Ангро Майнью V век до нашей эры Ангро Майнью, в древнеиранской и зороастрийской мифологии глава сил тьмы, зла и смерти, ярый враг Ахурамазды, сопровождаемый свитой злых демонов. Ангро Майнью породил смерть, старость, грехи, чародейство, колдовство, суровую зиму, удушливую жару, истребительный град, ядовитых змей и насекомых, болезни и погубил первого человека Гайомарта. Обычно бог действовал не сам, а через подчиненных ему демонических сил дэвов. Именно из - за его черных деяний мир оказался разделенным на два противостоящих лагеря добра и зла. Ангро Майнью проник в недра земли и положил начало аду.
Гильгамеш Гильгамеш, в шумерской и аккадской мифологии герой, чьим прототипом послужил один из правителей Урука. " Песнь о Гильгамеше ", эпическое произведение о его подвигах, была записана на табличках четыре тысячи лет назад. Гильгамеш на две трети бог, на одну человек.
Ут - Напишти Ут - Напишти (" нашел дыхание "), Зиусудра, в шумеро - аккадской мифологии единственный человек, обретший бессмертие. Этот мудрый и благочестивый правитель, узнав о всемирном потопе, построил ковчег и в нем пережил страшный потоп, длящийся семь суток ; все это время судно Ут - Напишти стояло у горы Ницир, возвышавшейся над водой.
Для подготовки презентации был использован материал с сайта Презентацию подготовила учитель ГБОУ 1941 г. Москвы Данилина Л. Н.