Иероним Босх (ок ) выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе Автор: Титоров Д.Ю.
«Почетный профессор кошмаров» Творчество этого выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени... воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства и чертовщины». В нем видели предшественника сюрреализма, этакого опередившего свое время Сальвадора Дали, черпавшего свои образы в сфере бессознательного. Ад
Фантасмагонии Босха Удивителен подход художника к решению пространственных задач. В больших фантасмагориях он создает и неопределенное пространство, в котором множество движущихся фигур выстроено в горизонтальные или волнистые цепочки, образующие единый передний план. В некоторых босховских картинах отсутствует перспектива, но даже там, где она есть, художник смотрит на изображаемый мир сверху, как наблюдатель. Несение креста
Потомственный художник Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. Иероним был с детства окружен художественной средой, приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям. Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению. Брак в Канне
Первые картины Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. Еще острее Босх. высмеял церковников в картине «Корабль дураков» ( гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компаии простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом. Корабль дураков
Член Братства Богоматери В гг. художник вступил в Братство Богоматери в Хертогенбосе, основанное группой светских и духовных лиц, его члены много занимались благотворительной и просветительской деятельностью. Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых. Кроме того, он был осведомлен о достижениях современных ему наук. Но самое главное он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. Босх был образованным человеком своего времени. Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов. Иоанн креститель
Мир – это стог сена… Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может». Это было первое крупное произведение мастера зрелого периода, в котором он выступает великолепным рассказчиком, объединяющим основной темой множество занимательных эпизодов и символов. Стог сена
Сад земных наслажений Особенно много загадок и по сей день таит в себе триптих «Сад земных наслаждений». Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии. Сад земных наслаждений
Почетный гражданин В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В них он уходит от изображения фантастических чудовищ преисподней, но пришедшие им на смену реальные образы палачей и свидетелей трагедии злобных или равнодушных, жестоких или завистливых гораздо страшнее босховских фантазий. Он скончался в 1516 г. и был с почестями похоронен 9 августа в родном Хертогенбосе. Поклонение волхвов