Образ Плюшкина в произведении Н.В.Гоголя «Мертвые души» Выполнила Кондакова Ксения
Образ Плюшкина Последним помещиком, которого посещает Чичиков, является Плюшкин. Он - единственный персонаж поэмы, прошлое которого нам показано (за исключением Чичикова). Собакевич, Манилов, Ноздрев, Коробочка - все они застыли в своем развитии, их образы статичны. Образ Плюшкина динамичен, он претерпевает некую эволюцию, правда, от лучшего к худшему. Ранее он был неплохим хозяином, даже соседи ездили к нему поучиться хозяйствованию. Но жена умерла, старшая дочь вышла замуж за военного, сын стал делать карьеру в армии, вскоре умерла и младшая дочь, и он остался один. В результате всего пережитого у Плюшкина началась та моральная деградация личности, которая сделала из хорошего хозяина прореху на человечестве, болезненного скрягу, собирающего всякий хлам, будь то старое ведро, листок бумаги или перо. Плюшкин превратился в некое бесполое существо (Чичиков долго не может понять, кто перед ним, баба или мужик, наконец решает, что это ключница).(Чичиков долго не может понять, кто перед ним, баба или мужик, наконец решает, что это ключница). Деревня и хозяйство помещика находятся в полном упадке, везде заметна какая-то особенная ветхость. Но все-таки даже этому помещику автор оставляет шанс на перерождение. Его душа напоминает сад возле дома: Такая же мрачная, заросшая, заглохшая. Однако в саду Чичиков замечает, что солнце, каким-то образом проникшее в этот сад, освещает одну ветвь клена так, что она становится прозрачной и огненной, чудно сиявшей в этой густой темноте.
Цитата «Долго он (Чичиков) не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины. «Ой, баба! – подумал он про себя и тут же прибавил: - Ой, нет» - «Конечно, баба!» - наконец сказал он, рассмотрев попристальнее.»
Внешность Плюшкина Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как и у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать… Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка… Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя было докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что- то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук.
Возможно такой У каждого свой Плюшкин…. А может и такой… Ну или такой….
«Итак, вот такого рода помещик стоял перед Чичиковым!»
Характеристика Плюшкина Последним помещиком, которого посещает Чичиков, является Плюшкин. Он - единственный персонаж поэмы, прошлое которого нам показано (за исключением Чичикова). Собакевич, Манилов, Ноздрев, Коробочка - все они застыли в своем развитии, их образы статичны. Образ же Плюшкина динамичен, он претерпевает некую эволюцию, правда, от лучшего к худшему. Ранее он был неплохим, рачительным хозяином, даже соседи ездили к нему поучиться хозяйствованию. Но жена умерла, старшая дочь вышла замуж за военного, сын стал делать карьеру в армии (Плюшкин крайне неприязненно относился к военным), вскоре умерла и младшая дочь, и он остался один. В результате началась та моральная деградация личности, которая сделала из хорошего хозяина прореху на человечестве, болезненного скрягу, собирающего всякий хлам, будь то старое ведро, листок бумаги или перо. Плюшкин превратился в некое бесполое существо (Чичиков долго не может понять, кто перед ним, баба или мужик, наконец решает, что это ключница). Деревня и хозяйство помещика находятся в полном упадке, везде заметна какая-то особенная ветхость. Но все-таки даже этому помещику автор оставляет шанс на перерождение. Его душа напоминает сад возле дома: Такая же мрачная, заросшая, заглохшая. Однако в саду Чичиков замечает, что солнце, каким-то образом проникшее в этот сад, освещает одну ветвь клена так, что она становится прозрачной и огненной, чудно сиявшей в этой густой темноте. Огненная ветвь клена в саду чем-то схожа с подобием чувства, промелькнувшего на лице Плюшкина при упоминании его школьного товарища. Вполне возможно, что в последующих частях поэмы автор хотел показать моральное перерождение не только Чичикова, но и Плюшкина, душа которого все-таки не умерла до конца (на этом деревянном лице... выразилось... какое-то бледное отражение чувства). Но все-таки и помещики, и их быт неподвижны, они застыли все в своем развитии.
Вывод «…Гоголь в своей бессмертной поэме Мертвые души показал неприглядную картину жизни поместных дворян, их моральную несостоятельность. Галерея помещиков представляет собой галерею мертвых душ, окаменелостей. Они уже не способны выполнять свое прямое предназначение - способствовать процветанию государства Российского. Они мертвы не только морально, но и духовно…»
Список использованной литературы http//: Н.В.Гоголь «Мертвые души», М. «Художественная литература»,1985
Благодарю за внимание!