Социальное партнерство семьи и детского сада: проблемы и перспективы развития в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Оксана Анатольевна Лебедева, заведующий МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 18»
Задача модернизации дошкольного образования как института социального развития ребенка как института социального развития ребенка
Более 70% родителей считает, что образование ребенка должно быть осуществлено специалистами, также как и другие услуги (например- ремонт автомобиля), переводя, тем самым, образование в сферу потребления
«Современный родитель чувствителен к личностно-ориентированному общению по отношению к своему ребенку и заинтересован в содержательной информации. Но, вместе с тем, он недоверчив и без должного уважения относится к системе дошкольного образования..» Р.Б.Стеркина
Проблема изменения позиции воспитателей и родителей особенно остро ставит задачу перестройки содержания и форм общения между ними.
низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе; недостаточно высокий уровень психолого- педагогической культуры родителей; отсутствие у родителей навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни и жизни в детском саду; стремление большинства родителей к тому, чтобы «откупиться» подарками от личного общения с ребенком; неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома. По мнению сотрудников ДОУ, основными причинами трудностей являются:
отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания; недостаточная компетентность многих воспитателей по вопросам взаимодействия с родителями; неготовность воспитателей оказывать помощь родителям; стремление воспитателей избегать живого общения с родителями; стремление воспитателей избегать живого общения с родителями; «закрытость» детского сада для родителей. «закрытость» детского сада для родителей. По мнению родителей, основными причинами трудностей являются:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
Государство реализация основных принципов государственной политики посредством выполнения государственных стандартов (в том числе и на условиях деятельности). (в том числе и на условиях деятельности). Образовательное учреждение управление качеством педагогической деятельности с целью наиболее эффективного выполнения требований заказчика и потребителя. Семья (общество) создание условий для самоопределения личности в существующем социокультурном пространстве, способной действовать на благо указанной группы. Стратегические образовательные цели :
считаться с родителями как с активным фактором, а не пассивным элементом педагогической системы; знать и учитывать личные качества родителей для формирования оптимальных социально-педагогических связей; ценить в родителях компетентность, инициативу, ответственность; развивать и поддерживать инициативу, творческие способности родителей, умение проявить их в родительском коллективе; развивать и поддерживать инициативу, творческие способности родителей, умение проявить их в родительском коллективе; поощрять личный вклад каждого родителя в дело детского сада. поощрять личный вклад каждого родителя в дело детского сада. Принципы:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 13 » Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида 29 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 18 » Федеральные экспериментальные площадки
Тема экспериментальной работы «Социальное партнёрство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребёнка» Цель: практическая реализация совокупности средств развития детей на основе идеологии партнерства и сотрудничества с семьей в условиях реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Доронова Татьяна Николаевна Доронова Татьяна Николаевна кандидат педагогических наук, заведующий отделом дошкольного образования Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого- педагогического университета профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого- педагогического университета
изучен контингент родителей; проведен анализ психолого-педагогической литературы; рассмотрены вопросы, связанные с нормативным регулированием взаимоотношений ДОУ с родителями; разработан проект договора с родителями; проведена работа по выявлению трудностей, которые возникают у воспитателей при общении с родителями; выявлены подходы, не оправдывающие себя в массовой практике; разработаны методические подходы, позволяющие изменить позицию сотрудников детского сада в отношении к родителям; разработано Положение о Совете учреждения; разработано Положение о самоаудите. Итоги работы за год:
Задачи: изменить формы взаимодействия с родителями; изменить формы взаимодействия с родителями; разработать содержание для осуществления взаимодействия с семьями воспитанников; подготовить анализ опыта родителей по игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской деятельностей в условиях семьи; подготовить анализ опыта родителей по игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской деятельностей в условиях семьи; провести апробацию трансляции родителям новых форм проведения развивающих занятий взрослых с ребенком; сформулировать показатели результативности взаимодействия семьи и детского сада; сформулировать показатели результативности взаимодействия семьи и детского сада;
Спасибо за внимание! за внимание!