САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В АУДИТЕ опыт, проблемы, перспективы Докладчик – Алла Георгиевна ГРЯЗНОВА, Президент Финансового университета при Правительстве РФ Президент Аудиторской палаты России Москва, 2013
Аудит в рыночной экономике исключительно важный инструмент независимого финансового контроля.
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ в аудите – перспективное направление развития, соответствующие формированию гражданского общества, демократизации управления, повышению роли высококвалифицированных профессионалов в формировании нормативно – правового механизма управления, стандартизации аудиторской деятельности, личной и коллегиальной ответственности за результаты профессиональной деятельности. Оно позволяет обеспечить оптимальное сочетание публично-правовых и частно-правовых интересов субъектов рыночных отношений под общим надзором государства.
Этапы развития саморегулирования в аудите Этап 1 - с по : принят отраслевой закон 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; - Получение статуса СРО: – Аудиторская палата России; – Институт Профессиональных аудиторов; – Гильдия аудиторов ИПБР; – Московская аудиторская палата; – Российская коллегия аудиторов; – Аудиторская Ассоциация «Содружество» Этап 2 – с по настоящее время – создана Единая аттестационная комиссия (ЕАК); – сформирован состав Совета по аудиторской деятельности (САД); – первое заседание САД; – первое заседание рабочего органа САД; – создан Национальный Союз аудиторских объединений;
Система управления аудиторской деятельностью ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГУЛЯТОР Единая аттестационная комиссия Росфиннадзор Рабочий орган САД ЮЛ СРО аудиторов ЮЛ СОВЕТ по аудиторской деятельности СРО аудиторов ЮЛ
Система управления в СРО аудиторов Общее собрание Коллегиальный орган Исполнительная дирекция Комиссия по контролю качества Специализированные органы СРО Профессиональные Комитеты и комиссии Дисциплинарная комиссия Региональные филиалы По информационнойполитике По стандартизации аудиторской деятельности По работе с общественно- значимыми организациями По работе с аудиторскими организациями малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей По правовым вопросам По бюджету и отчетности По вопросу обязательного аудита По международным связям По аннулированию аттестатов
Функции, переданные государством в СРО аудиторов - Установка условий доступа в профессию – аттестация; -Ведение реестра членов СРО, обеспечение информационной открытости; -Внешний контроль качества работы членов СРО; -Разработка проектов федеральных стандартов; -Организация профессионального обучения и контроль за его исполнением членами СРО -Разработка Кодекса профессиональной этики; -Разработка правил независимости аудитора; Дополнительные функции (в рамках 315-ФЗ) - представительство в органах государственной власти ; - создание третейских судов; - создание Единой аттестационной комиссии.
Состояние аудиторской отрасли на на на на на Лицензии на осуществление аудиторской деятельности (всего в тыс.) 7,78,27,36,9 в том числе: 1) аудиторские организации 6,67,16,46,2 2) индивидуальные аудиторы 1,1 0,90,7 на на на на Квалификационные аттестаты аудитора (всего, тыс.) 35,036,737,538,8 в том числе: 1) общий аудит 32,834,335,036,1 2) банковский аудит 0,91,01,11,2 3) аудит бирж 0,8 0,9 4) аудит страховщиков 0,50,6
Российский аудит на международной арене Международная Федерация Бухгалтеров Евразийский Союз сертифицированн ых бухгалтеров и аудиторов Аудиторская Палата России Ассоциированный член Действительный член Институт Профессиональных аудиторов Ассоциированный член Действительный член Московская аудиторская палата Подали на вступление в члены Действительный член Российская коллегия аудиторов Действительный член Аудиторская Ассоциация Содружество Принято решение о вступлении в члены Действительный член
Деятельность Единой аттестационной комиссии Создана 31 августа 2010 года шестью СРО аудиторов в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» ФЗ-307 от г. и Приказом Минфина России N 51н от года «Об утверждении Порядка создания единой аттестационной комиссии Высший коллегиальный орган - Совет ЕАК Исполнительная дирекция Методист объявлено о начале приема заявок на сдачу упрощенного экзамена; В июне 2011 объявлено о начале приема заявок для сдачи экзамена в общем порядке (для желающих получить аттестат аудитора впервые) Единоличный исполнительный орган - директор По состоянию на проведено 223 экзамена в 36 городах России, в которых приняли участие человек, в т.ч. по упрощенной форме – чел., в общем порядке -760 чел. Сдали экзамены по упрощенной системе 48%, а в общем порядке : а) тестирование – 25%; б) письменная работа 35%
Проблемы развития аудита в России 1) Недооценка значения аудита, как мощного инструмента контроля и обеспечения объективной независимой оценки в условиях рыночной экономики; 2) Не учитывается мнение профессионального сообщества при подготовки законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих профессию: - необоснованное увеличение критерия обязательного аудита хозяйствующего субъекта по выручке от 400 млн.рублей; - принятие административного регламента Росфиннадзора; - внесение изменений в порядок организации экзамена, проводимого в общем порядке Единой аттестационной комиссией 3) 94 ФЗ для аудита = демпинг цен + снижение качества аудита 4) Дублирование функций внешнего контроля Государственный контроль + контроль СРО = неэффективное использование бюджетных средств 5) Компенсационные фонды = «замороженные средства»
Перспективы развития 1) Повышение значения и роли аудита в обществе 2) Разработка концепции развития аудита в России на основе внедрения МСА, использования мирового и отечественного опыта. 3) Повышения роли СРО аудиторов в развитии и управлении профессией 4) Устранение неоправданного дублирования контрольных функций 5) Развитие рынка аудиторских услуг Расширение сферы обязательного аудита, особенно в социально- значимых сферах (ЖКХ, градообразующие предприятия и т.д.) 6) Обеспечение мирового уровня подготовки аудиторских кадров, повышение конкурентоспособности российских аудиторов
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ